Автомобильный и железнодорожный транспорт Нижневолжского района

Страницы работы

Содержание работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ  И  ФИНАНСОВ

Кафедра региональной экономики и природопользования.

РЕФЕРАТ

ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Тема: Автомобильный и железнодорожный транспорт Нижневолжского района.

Выполнила: Волкова Е. Н.

 группа № 240

Проверил: Файбусович Э. Л.

Санкт-Петербург

2001

Содержание.

Содержание........................................................................... 2

Общая характеристика района............................................ 3

Обеспеченность железными и автомобильными дорогами........................................................................................ 4

Железные дороги.............................................................. 4

Автомобильные дороги................................................... 5

Анализ железнодорожной сети........................................... 6

Типология железных дорог............................................. 6

Типология узлов............................................................... 7

Заключение........................................................................... 8

Список литературы.............................................................. 9

Общая характеристика района.

Территория – 334,3 тыс. кв. км

Население – 6747,6 тыс. чел.

Географическое положение: расположен в нижнем течении реки Волги. Восточная граница района совпадает с границей между Россией и Казахстаном.

Состав: район включает три области (Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую) и одну республику (Калмыкия).

Ведущие отрасли специализации промышленности – машиностроение, пищевая, рыбная, химическая.

Район относится к среднеразвитым с показателями чуть выше среднероссийских, со сбалансированным развитием промышленности и сельского хозяйства. Для подтипа, к которому он принадлежит, характерно наличие тяжелой промышленности, работающей на собственном и привозном сырье, а также относительно развитый аграрно-промышленный сектор экономики.

По степени значимости рассматриваемая в реферате сфера транспорта не является ведущей.

Урбанизация:

Доля городского населения приблизительно равна общероссийскому показателю.

Трудовые ресурсы:

По обеспеченности трудовыми ресурсами, условиям их воспроизводства, использованию трудовых ресурсов относится к районам с противоречивыми условиями воспроизводства и использования трудовых ресурсов. Это районы, где в условиях реконструкции тяжелой промышленности высвобождается значительное количество трудовых ресурсов и в то же время образуется их дефицит в ряде сфер деятельности.

Природные ресурсы:

В районе добывают цементное сырье, горючие сланцы, нефть, природный газ, серу.

Обеспеченность железными и автомобильными дорогами.

Железные дороги.

По протяженности дорог, плотности сети (отношение протяженности к площади), обеспеченности населения (отношение протяженности к численности населения) и коэффициенту (отношение протяженности к корню квадратному из произведения площади на численность населения) лидирует Саратовская область. Это можно объяснить наибольшей близостью этой области к центру и наибольшим количеством промышленных центров (здесь их 10; в Волгоградской области – 7, в Астраханской – 6, в республике Калмыкия – 3).

На втором месте по протяженности дорог стоит Волгоградская область. Но, благодаря тому, что в Астраханской области площадь и население более чем в два раза меньше, показатели этих двух областей практически равны.

На последнем месте по рассматриваемым показателям (за исключением обеспеченности населения) находится Калмыкия. При достаточно большой территории здесь самая маленькая протяженность дорог. Однако, благодаря маленькой численности населения, Калмыкия занимает второе место по протяженности дорог на человека. Промышленных центров здесь всего три и они сравнительно небольшие. Степень удаленности от центра значительно больше, чем у Саратовской и Волгоградской областей и незначительно больше, чем у Астраханской.

Таким образом, можно проследить достаточно четкую связь между степенью удаленности от центра и развитостью промышленности с одной стороны и рассматриваемыми показателями с другой. Чем ближе расположен регион к центру и чем больше в нем промышленных центров, тем больше его потребность в железных дорогах и, соответственно, тем больше их протяженность.

Исходные и расчетные величины приведены в таблице 1 (см. след. стр.).

Таблица 1.

Похожие материалы

Информация о работе