В настоящее время феномен одиночества рассматривается в различных направлениях:
· Биологическое направление. Представители этого направления сравнивают проявление одиночества у человека и животных. В этом контексте выделяют одиночество простое (возникает у высших млекопитающих, когда прерывается их связь с сородичами; например у человека в том случае, когда он уединяется для ухода в себя и размышлений) и длительное или патологическое (длительный разрыв с обществом, как правило в связи с изгнанием или исключением его из его привычного социального окружения). Представители этого направления выделяют два разнонаправленных феномена, относящихся к одиночеству: первый феномен: связан с ситуацией публичности, когда человек не имеет возможности уединиться, что вызывает у него психические нарушения; второй феномен: связан с переживанием человеком одиночества, когда он не имеет возможности общаться, что тоже вызывает нарушения в функционировании психики человека. Не имея возможности общаться человек начинает порождать мыслительные образы – феномен сотворения собеседника.
· Социально-психологическое направление. Структура общества способствует появлению чувства одиночества у человека. Б. Майджусовик различает 2 модели человеческой организации: гармоническую общину (способствует сплочению людей) и атомическое общество (характерная черта данного типа – одиночество). К анатомическому обществу можно отнести и модель организации американского общества, которую исследователи называют индивидуалистической. В таком типе общественной организации проблема одиночества – закономерный результат его идеологии. Еще одним основополагающим постулатом данного направления является то, что на наличие у человека чувства одиночества влияют социально-демографические показатели, например, здоровье или экономические условия. В общем, представители данного направления подходят к проблеме одиночества как к феномену индивидуальной жизни и общения.
· Психотерапевтическое направление. Данное направление представлено такими подходами как:
- Психодинамический: Г. Зилбург считал, что одиночество – это следствие таких черт характера, как нарциссизм, мании величия и враждебности; Г.С. Салливан усматривал корни одиночества в детства, когда ребенок ищет контакты с сверстниками и не находит их, испытывая чувство одиночества, которое в последствии перерастает в личностную черту; Ф Фром-Рейхман рассматривал исследуемый феномен как личностную черту, связанную с условиями его жизни и имеющую свои особенности на каждом возрастном этапе, причем, с возрастом чувство одиночества усиливается.[5]
- Гуманистический: один из основателей данного подхода К. Роджерс выделял два аспекта одиночества: первый – разделенность являющаяся основной частью существования человека; второй – когда человек чувствует, что у него нет настоящего контакта с другими людьми. Причинами этому могут быть: обезличивание в обществе, непостоянство связей, страх близких межличностных отношений и многое другое. Уверенность в том, что истинное «Я»индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве».[6] Кроме того, представители данного направления видели истоки одиночества в несоответствии «Я» идеального и реального, чем больше это несоответствие, тем сильнее чувство одиночества.
- Экзистенциальный: каждый человек уникален и обладает определенными талантами способностями, и стремится реализовать их. Проблема одиночества возникает тогда, когда человек начинает осознавать свою уникальность. Люди изначально одиноки, потому что никто другой не может разделить их чувства и мысли. К. Мустакас подчеркивал различия между «суетой одиночества» (система защитных механизмов, отделяющая человека от решения существенных вопросов и побуждающая его к активности совместно с другими людьми) и истинным одиночеством, которое проистекает из одинокого существования, а также из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, трагедия), переживаемыми в одиночку. Представители данного подхода предлагают преодолеть страх одиночества и научится позитивно его использовать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.