Выбор структурной схемы КЭС на генераторном напряжении, страница 2

2.4 Выбор схемы РУ ВН

Учитывая ответственную роль КЭС в энергосистемах, необходимость повышенной надёжности их работы, к схемам РУ 35 – 750 кВ КЭС предъявляют в соответствии с действующими НТП следующие требования:

1) на электростанциях с агрегатами мощностью 300 МВт и выше повреждение или отказ любого выключателя (за исключением секционного и  шиносоединительного) не должно, как правило, приводить к отключению более одного энергоблока и одной или нескольких электрических линий, если при этом обеспечивается устойчивость энергосистемы или ее части;

2) повреждение или отказ секционного или шиносоединительного выключателя, а также совпадение отказа или повреждения одного из выключателей с ремонтом любого другого,  не должны приводить к отключению более двух энергоблоков и линий, если при этом также сохраняется устойчивая работа энергосистемы или ее части. В отдельных случаях, при специальном обосновании, допускается одновременная потеря более двух блоков мощностью 300 МВт и ниже, если это допустимо по условиям устойчивости энергосистемы или ее части, не приводит к полной остановке электростанции и не нарушает нормальную работу остальных блоков;

3) повреждение или отказ любого выключателя не должно, как правило, приводить к отключению более одной цепи (двух линий) двухцепной транзитной линии напряжением 110 кВ и выше;

4) отключение электрических линий следует производить не более чем двумя выключателями; отключение повышающих трансформаторов, автотрансформаторов связи, трансформаторов собственных нужд – не более чем тремя выключателями в РУ каждого повышенного напряжения. При других одинаковых условиях предпочтение отдается схеме, при которой отключение отдельных цепей осуществляем меньшим числом выключателей;

5) секционирование электрической сети выключателями должно обеспечивать требования режима работы энергосистемы (распределение перетоков мощностей, потери энергии, устойчивость и т. п.);

6) должна быть обеспечена возможность ремонта выключателей с номинальным напряжением 110 кВ и выше без отключения соответствующих присоединений;

7) при питании от данного распределительного устройства двух пускорезервных трансформаторов собственных нужд блочных электростанций должна быть исключена возможность потери обоих трансформаторов и случае повреждения или отказа любого выключателя, в том числе секционного или шиносоединительного.

При прочих одинаковых условиях предпочтение отдают более простому и экономичному варианту, как по конечной схеме, так и по этапам ее развития, с наименьшим числом операций выключателями и разъединителям при режимных и ремонтных переключениях, а также при отключении поврежденных участков в аварийных ситуациях.

 Для РУ 35—220 кВ с большим числом присоединений рекомендуются схемы: две системы шин с обходной, одна секционированная система шин с обходной, блочные схемы генератор – трансформатор - линия (ГТЛ).

  В РУ с двумя системами сборных шин с обходной шины не секционируются при числе присоединений (линий, трансформаторов) менее 12, секционируются выключателем на две части одна из систем шин при числе присоединений 12-16, при большем числе присоединений обе рабочие системы шин секционируются выключателями на две части.

Для напряжения 110 кВ при числе присоединений равном 14 (4 блока + 6 отходящих линий + 2 линии связи с системой + 2 пускорезервных трансформатора собственных нужд) принимаем схему две рабочие системы шин с обходной.

К достоинствам данной схемы можно отнести достаточно высокую надежность т.к. при КЗ на шинах отключаются шиносоединительный выключатель и только половина присоединений. Если повреждение на шинах устойчивое, то отключившиеся присоединения переводят на исправную систему шин. Перерыв электроснабжения половины присоединений определяется длительностью переключений. Для РУ 110 кВ и выше существенными становятся и недостатки этой схемы:

· отказ одного выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линий, присоединенных к данной системе шин, а если в работе находится одна система шин, то отключаются все присоединения. Ликвидация аварии затягивается, т.к. все операции по переходу с одной системы шин на другую производятся разъединителями:

· повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ на обеих системах шин, т.е. приводит к отключению всех присоединений;

· большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ;

· необходимость установки шиносоединительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ.

Вывод:

В данной главе были рассмотрены принципы построения электрической схемы КЭС, в соответствии с которыми был выбран простой блок без генераторного выключателя; выбраны типы и мощности генераторов и блочных трансформаторов и схема распределительного устройства высокого напряжения.