Школьные устройства для проецирования изображений физических явлений (Лабораторная работа № 6), страница 6

4.  Разъемы VIDEO и AUDIO.

5.  Гнездо питания.

Вид  снизу.

1.  Крышка лампы.

2.  Решетка входящего воздуха(крышка фильтра).

3.  Регулировочная ножка (левая, правая)

Внимание:

Не заменяйте лампу сразу же после отключения проектора, она очень горячая и вы можете обжечься.

Наиболее подробная информация о данном приборе указана в техническом паспорте данного прибора.

Практические задания

Задание 1. Изучите устройство и принцип действия школьных устройств для проецирования изображений. Используя основную литературу [1-11].

Задание 2. Запишите порядок неполной разборки осветителя ОТП для замены перегоревшей лампы. Произведите неполную раз­борку и сборку осветителя для теневой проекции. Убедитесь в работоспособности прибора.

Задание 3. Покажите применение осветителя ОТП для получе­ния теневого изображения различных физических процессов и яв­лений.

О п ы т 1.  Теневая проекция восходящих потоков нагретого воздуха

Оборудование:  осветитель ОТП в комплекте, спиртовка, спички, экран, полоска картона.

Установите на столе спиртовку и получите на экране ее те­невую проекцию. Зажгите спиртовку. Подберите соответствующую диафрагму осветителя и, приближая и удаляя зажженную спиртовку, найдите положение, при котором восходящие потоки воздуха будут отчетливо видны.

Поместите на пути восходящих потоков полоску картона и покажите изменение направления восходящих потоков.

Выполните схематический рисунок установки.

Вопросы:

1. От чего зависит четкость изображения?

2. Можно ли в опыте использовать вместо осветителя ОТП обыкновенную настольную лампу? Ответ проверьте на эксперимен­те.

О п ы т 2.  Теневая проекция явления взаимодействия наэлектризованных электростатических маятников

Оборудование: осветитель ОТП в комплекте, маятник электростатический - 2 шт., штатив изолирующий - 2 шт., эбонитовая (стеклянная) палочка, лоскут шерстяной ткани (полиэтиленовый пакет), экран.

Зарядите одноименным зарядом оба электростатических маят­ника и наблюдайте непосредственно на приборах эффект их взаи­модействия .

Затем повторите эксперимент, наблюдая в теневой проекции.

Выполните схематический рисунок установки.

Вопросы:

1. С какой целью рекомендуется этот опыт демонстрировать в теневой проекции?

2. Какие еще опыты из школьного курса электростатики (8кл.) Вы рекомендовали бы осуществить в теневой проекции?

О п ы т 4.  Применение стробоскопа электронного в

демонстрации свободного падения капель подкрашенной воды

Оборудование: стробоскоп электронный школьный, сосуд с краном (или бюретка), широкий сосуд, сосуд с водой, стеклянная палочка, краситель (порошок хвойного концентрата), штатив с принадлежностями, фоновые экраны в комплекте.

Соберите установку по схематическому черте­жу, изображенному на ри­сунке N 26. Установите положение крана так, чтобы капли падали в ни­жний сосуд. В затемнен­ном помещении осветите падающие капли стробоскопа.

Подберите такую частоту вспышек лампы, чтобы наблюдать, кажущееся неподвижное состояние не менее трех капель. Объясните наблюдаемую картину. Исследуйте: на белом или черном экране лучше наблюдается опыт.

Вопросы:

1. При каких условиях можно наблюдать "замедленное движе­ние" капель?

2. При каких условиях можно наблюдать движение капель вер­тикально вверх?

3. Как на основе этого эксперимента можно рассчитать уско­рение свободного падения?

4. Как можно осуществить эту демонстрацию в отсутствии электронного стробоскопа?

О п ы т 6.  Применение графопроектора в опыте по наблюдению поляризации света

Оборудование: графопроектор, рейтеры от ФОС-67 (ФОС-115) - 2 шт., диск-ширма и поляроид из набора по поляри­зации света - 2 шт., картонный лист, ножницы, экран.

Соберите установку по рис.27 и осуществите опыт по наблю­дению поляризации света.

Вопросы:

1. В чем преимущество графопроектора перед универсальным проекционным аппаратом ФОС-115 (ФОС-67) при постановке данного опыта?