Эта установка представляет собой автоматический прерыватель воздушного потока.
Опыт № 8
Устройство и действие гидротурбины.
Оборудование: турбина водоструйная; магнитоэлектрическая машинм; стойка с маловольтными лампочками; два резиновых шланга; ремень приводной; провода соединительные (2 шт.); струбцина или гиря.
С помощью установки (рис.11) демонстрируется практическое использованиэнергии водяного потока в гидротурбине для получения электрической энергии.
Струя воды из водопровода поступает в турбину через сопли 2, приводит во вращение рабочее колесо 1, и выливается через патрубок 3 в раковину.
Для приведения в действие электрического генератора (магнитоэлектрической машины) на шкив турбины и генератора надевают приводной ремень. Чтобы обеспечить необходимое натяжение ремня и устранить проскальзывание, генератор укреп
ляют на столе струбциной или ставят на его основание массивную гирю (2-5 кг). К
зажимам генератора присоединяют стойку с маловольтными лампочками (2,5-3,5 В). После этого пускают воду и наблюдают, как вращается турбина, приходит в действие электрический генератор и светятся лампочки.
Опыт № 9
Подъемная сила крыла самолета.
Оборудование: модель крыла на подставке; воздуходувка; микроманометр с трубкой – зондом; технические весы.
1. Включив воздуходувку, трубкой-зондом, соединенной с демонстрационным микроманометром, определяют величину статического давления над крылом и под ним.
Записывают разность давлений.
2. Уравновешивают модель крыла самолета на технических весах (рис. 13). Показывают, что при обтекании крыла потоком воздуха равновесие весов нарушается, т.е. возникает подъемная сила.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ
1) Самодельный прибор для демонстрации закона сохранения момента количества движения.
Прибор представляет собой квадратную рамку АВСD из железной проволоки диаметром 2—3 мм, подвешенную на капроновой нити 0В (рис. 1). На стороны АD и DС насажены цилиндрические грузы, которые могут свободно перемещаться вдоль этих сторон. В точках М, N и D прикреплены небольшие кольца. Через кольца М и N продета нить, концы которой привязаны к грузам. К середине этой нити в точке К привязана нить, пропущенная сквозь кольца D и E. Натяжением этой нити можно регулировать положение цилиндрических грузов на рамке.
Использование приборов понятно из рисунков.
2) Опыт с целлулоидным шариком
Подобный опыт можно проделать с легким целлулоидным шариком в стеклянной воронке (рис. 3). Шарик кладут на руку и вводят его снизу в воронку, слегка изгибая ладонь и приближая шарик к входной трубке на расстояние 2—3 см. Затем сильно продувают воздух через трубку и наблюдают, как шарик поднимается внутрь конуса воронки, где создается пониженное давление. Слегка вибрируя, шарик удерживается там, пока идет струя воздуха.
Вибрирование объясняется следующими периодически повторяющимися явлениями. Шарик, касаясь стенок воронки, прерывает воздушный поток и начинает падать. В это время струя воздуха восстанавливается, давление между воронкой и шариком опять уменьшается и он снова втягивается вверх. Полезно показать, как уменьшение давления над крышей дома при большой скорости ветра приводит к срыву крыши. Для этого изготавливают небольшую модель дома с картонной крышей, прикрепленной с помощью спицы лишь вдоль «конька» так, что обе части крыши могут свободно перегибаться вверху на гребне.
Направляют воздушный поток от воздуходувки на крышу модели и постепенно увеличивают его скорость (рис. 4). При этом та сторона крыши, которая обращена к воздуходувке, прижимается потоком, а другая при некоторой скорости потока приподнимается и располагается горизонтально в направлении потока.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.