13. Эвенчик Э.В. и др. Методика преподавания физики в средней школе. Механика. М., 1986, гл. 4-7, с. 56-160.
14. Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы. Под ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. М., 1987, гл. 7,8, с. 80-93.
15. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч.1. Под ред. Орехова В.П. и А.В. Усовой. М., 1980, гл. 17-21, с. 89-272.
16. И.К.Турышев, И.Ю.Лукьянов. Преподавание физики в 8 классе. Пособие для учителя. М.,1977, гл. 4-6.
1. Норбаев С.Демонстрация веса тела, движущегося с ускорением. Ф/ш., 1977, № 4, с.38
2. Усманов Я.С. Проверка второго закона Ньютона методом сравнения. Ф/ш.,1972, № 5, с.79-81
3. Кононов В.М. Простое приспособление к двухстороннему баллестическому пистолету (совет). Ф/ш., 1978, № 4, с.68
4. Труфанов М.Н. и др. Демонстрация гравитационного взаимодействия тел. Ф/ш., 1980, № 3, с.53
5. Малафеев Р.И. Демонстрации второго закона Ньютона. Ф/ш.,1981, № 4, с. 62
6. Климко Р.Е. Иллюстрация второго закона Ньютона (совет). Ф/ш., 1981, № 4, с. 96
7. Храмушин И.В. Демонстрация применимости законов динамики (совет). Ф/ш., 1984, № 4, с. 50
8. Плотников Г.Н. Прибор для демонстрации второго закона Ньютона. Ф/ш., 1984, № 4, с. 55
9. Махлай В.Ф. Экспериментальная работа по определению массы тел. Ф/ш., 1986, № 5, с. 63-64
10. Первак Г.И. Определение ускорения тела и проверка второго закона Ньютона (совет). Ф/ш., 1986,. № 5, с. 96
11. Котов В.А. Об иллюстрации явления инерции. Ф/ш., 1987, № 4, с.83
12. Кибардин М.А. и др. О демонстрации невесомости и движение ферромагнетика в магнитном поле свободно падающего маятника. Ф/ш., 1993, № 1, с. 37
13. Минасян Д.М. Закон инерции и инерциальные системы отсчёта. 4-95-74
14. Соловьянюк Г.М. Компенсация действий двух тел. Ф/ш., 1977, № 4, с. 28
15. Юдичев А.Г. Изучение второго закона Ньютона. Ф/ш., 1984, № 4, с. 46
16. Шилов В.Ф. Опыты с демонстрационными динамометрами. 7-9 класс. Базовый курс. Газ. Физика, 2000, № 31
Внимание! При выполнении демонстрационных опытов соблюдайте правила техники безопасности!
Опыт № 1
Первый закон Ньютона.
Оборудование: прибор для демонстрации взаимодействия и удара шаров
Один шар помещают у середины шкалы и надевают на него кольцо с разрезом. К шару подводят сжатую пружину- ударник. После взаимодействия шар и ударник расходятся в разные стороны, а кольцо остаётся на месте.
Вариант Б
Покажите, что тело сохраняет состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, если действие на него силы практически равно нулю.
1. Установите желоб под небольшим углом к поверхности стола. На стол положите кусок сукна или газету, посыпанную песком. Покажите, что шарик , скатившись с желоба пройдёт по поверхности сукна (или по песку) небольшое расстояние.
2. Повторите опыт, предоставив шарику возможность двигаться по свободной поверхности стола, а затем по листу стекла.
Сделайте вывод.
Опыт № 2
Сравнение масс тел.
Вариант А
Оборудование: рамка с двумя телами неравной массы.
Рамку с двумя шариками неравной массы закрепляют в патроне центробежной машины. Шарики, связанные шнурком, раздвигают и центры их располагают на равных расстояниях от оси вращения. Если теперь прибор привести во вращение, то больший шарик переместится к краю скобы и увлечет за собой меньший. Учащимся предлагают определить, как надо разместить на стержне шарики, чтобы при вращении они сохраняли своё положение. Учитывая, что центробежные силы, действующие на оба шарика, при этом условии должны быть равными, получим
m1w2r1=m2w2r2 или m1r1=m2r2.
Таким образом, расстояния шариков от оси вращения должны быть обратно пропорциональны их массам. Придав шарикам приблизительно такое положение, показывают, что даже при значительной скорости вращения шарики остаются на месте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.