7. Шамаш С.Я., Соловьев В.В. Некоторые вопросы изучения магнитного поля тока и электромагнитной индукции. //Физика в школе. – 1977. – №6, с.33-41. 2.8. Кузнецова Н.Н. Первоначальные сведения о магнетизме. План-конспект открытого урока по физике. 8-й кл. Газета «Физика», № 3.
9. Безродных АБ. Магнитное поле. Магнитные силовые линии. Урок усвоения новых знаний. 8-й кл. Газета «Физика», 2006г., № 3.
10. Новиков В.П. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Открытый урок объяснения нового материала. 10-й кл. Газета «Физика», 2006г., № 4.
11. Убейкин Н.А. Урок «Действие магнитного поля на движущийся заряд». //Физика в школе. – 2006. – № 7, с. 12.
12. Газета «Физика», 1994, № 26; 1995, №№ 1, 9-12, 32; 1996, №№14,16, 19-21; 1997 № 12; 1998. №9; 1999, №№4,12.
ОПЫТ№1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ТОКОВ.
Оборудование: самодельная установка для наблюдения взаимодействия параллельных токов, источник питания (выпрямитель В-24М), соединительные провода, ключ демонстрационный.
Установка для наблюдения взаимодействия параллельных токов представляет собой широкую вертикально поставленную деревянную рейку длиной порядка одного метра. На рейке по краям имеются две пары универсальных клемм, к которым присоединены гибкие проводники, выдерживающие силу тока до 10 А.
Проводники могут быть присоединены к источнику питания так, чтобы токи, текущие в них имели либо одинаковое, либо разное направление. При кратковременном замыкании цепи наблюдается взаимодействие параллельных токов. Подберите напряжение на выходе источника питания таковым, чтобы сила тока в проводниках не превышала 10 А (по амперметру, установленному на лицевой панели выпрямителя В-24М). Проведите опыт по взаимодействию параллельных токов.
Внимание: при проведении опыта не следует включать ток на длительное время.
опыт №2
ДЕЙСТВИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ТОК
Оборудование: штатив универсальный, магнит дугообразный, выпрямитель В-24М, гибкие проводники, выдерживающие силу тока 2-3 А, ключ демонстрационный.
Соберите установку, изображенную на рис. 2. -|
При отсутствии тока в проводнике, расположенном рядом с дугообразным магнитом, никакого действия магнитного поля на проводник не наблюдается.
Замкните цепь. Подайте напряжение. Сила тока в цепи не должна превышать 2-3 А. При замыкании и размыкании цепи наблюдайте втягивание (или выталкивание) проводника. Поварьируйте направлением тока в проводнике и расположением полюсов магнита. Какой вывод можно сделать?
ОПЫТ № 3
ОБНАРУЖЕНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ПРОВОДНИКА С ТОКОМ
Оборудование: источник питания выпрямитель В-24; реостат ползунковый типа РПШ-5 (5 А, 15 Ом); переключатель двухполюсной демонстрационный; магнитная стрелка на подставке; два универсальных штатива с муфтами и лапками; длинный проводник; соединительные провода.
Соберите установку по рис. 3
Подайте в цепь напряжение 15 В при полностью введенном сопротивлении реостата. Установите с помощью ползунка реостата силу тока не более 4 А (по амперметру выпрямителя В-24). Поместите вблизи проводника с током магнитную стрелку на подставке. Покажите, что при замыкании цепи магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения, стремясь установиться перпендикулярно к проводу. При размыкании цепи стрелка возвращается в своё первоначальное положение. При изменении направления тока в проводнике изменяется ориентация полюсов магнитной стрелки. Продемонстрируйте опыт при различной взаимной ориентации стрелки и проводника:
- стрелка находится над проводом;
- стрелка находится под проводом;
- стрелка находится рядом с проводом.
Какой вывод можно при этом сделать ?
Вопрос. Как с помощью наклонного зеркала можно улучшить видимость опыта ?
ОПЫТ № 4
МОДЕЛЬ ДОМЕННОЙ СТУКТУРЫ ФЕРРОМАГНИТЕКА
Оборудование: модель доменной структуры ферромагнетика, полосовой магнит, универсальный проекционный аппарат с приспособлением для горизонтальной проекции.
Модель состоит из рамки с дном из органического стекла и установленными на нем двадцатью остриями. Острия размещены в четыре ряда на расстоянии примерно 15 мм друг от друга. На каждое острие насажена магнитная стрелка. Сверху рамка закрыта стеклом, предохраняющим стрелки от соскакивания с острия. Прибор приспособлен для горизонтальной проекции.
При случайном расположении стрелок последние самопроизвольно ориентируются и группируются гак, что в каждой группе стрелки имеют определенную ориентацию (т.е. домены – области самопроизвольного намагничивания). Под действием внешнего магнитного поля все магнитики ориентируются вдоль его силовых линий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.