1.Понятие способностей. Виды способностей.
Способность- это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условиями её успешного выполнения
Виды способностей:
ПРИРОДНЫЕ, которые формируются на базе врожденных задатков, при наличии элементарного жизненного опыта через механизм научения типа условно- рефлекторных связей.
СПЕЦЕФИЧЕСКИЕ, которые обеспечивают различие и формирование в социальной среде.
2.Индивидуальные особенности личности, связанные со специальными способностями.
-Психомоторная организация личности- это способности психической регуляции движений, они проявляются в траектории, скорости, темпе и силе движений.
-Сенсорная организация личности- это свойственный человеку уровень развития чувствительности различных анализаторов.
-Перцептивная организация личности- это индивидуальные особенности восприятия
(аналитический или синтетический) Люди с аналитическим типом способны выделять детали, подробности. Люди с синтетическим типом обобщенно воспринимают предмет и явление.
-Мнемическая организация личности- преимущественное развитие отдельных видов и качеств памяти.
-Интеллектуальная организация личности – индивидуальные особенности мышления; последовательность и доказательность мышления; способность к фактическому обобщению; способность к существенному установлению явлений; способность отказатся от шаблонов мышления.
-Эмоциональная сфера личности –это эмоциональная реактивность, степень влияния эмоций на др. психические процессы, стенический или астенический характер эмоций это и определяет тип эмоциональной направленности личности.
-Волевая сфера личности – характеризуется такими свойствами как: сила воли, способность к волевым усилиям, самостоятельность, решительность.
3.Соотношение понятий, талант, гениальность, одаренность
Талант- высокая способность к конкретному виду деятельности
Гениальность- высший уровень способностей воплощенных в эпохально значимых свершений.
Одаренность- общая предрасположенность к определенной сфере деятельности.
4.Задатки и способности и их соотношение.
Задатки- это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы мозга анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми и составляют природную основу развития способностей.
Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей, однако не гарантирует их развитие. Задатки это одно из условий формирования способностей.
5.Программа изучения личности.
Программа изучения личности производится по плану:
1) Общие сведения об индивиде и его семье (ФИО, дата рождения, состав семьи, культурный уровень, состояние здоровья итд)
2) Направленность личности (потребности, интересы, деятельность, моральные качества, уровень права сознания, самооценка, уровень притязаний, природные задатки и способности).
3) Особенности познавательной сферы (общий уровень интеллекта, характеристика всех познавательных процессов, речь (правильность речи, умение её выразить устно и письменно), словарный запас.
4) Общественная трудовая деятельность (отношение к труду, профессиональные навыки, умение работать в коллективе)
5) Межличностные взаимоотношения (круг общения, статус, степень общения с разными категориями лиц, отношение к мнению других).
6) Особенности темперамента и характера
7) Выводы ( даем рекомендации по корректировке поведения и анализируем наиболее характерные черты личности, которые необходимо учитывать в индивидуальном подходе.)
6.Характер. Соотношение понятий характер и темперамент.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающихся и проявляющихся ы деятельности и общении обуславливая типичные для человека способы поведения.
Соотношение понятий характер и темперамент:
1) Отождествление характера и темперамента (Кречмер и Ружицкий)
2) Противопоставление характера и темперамента (Викторов и Верениус)
3) Признание темперамента элементом характера, его ядром, не измененной частью (Городецкий и Рубинштейн)
4) Признание темперамента природной основой характера (Выгодский и Ананьев).
7. Учения о характере. Характерология.
Характерология – отрасль психологии личности, предметом которой является характер.
Учение о характере — характерология имеет длинную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов ххарактера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.
Характерология:
1) Гороскопы- объяснение характера человека датой его рождения.
2) Имя- объяснение характера человека выбором имени.
3) Учение о физиогномике- это учение между внешним обликом человека и его предметностью к определенному типу личности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.