Конфликтная ситуация: «Автомойка и жители рядом стоящих домов».
Ситуация: в микрорайоне Залютино работает автомойка, которая находится между частным сектором и панельными домами. Работники данной организации незаконно несколько дней подряд жгли костер на прилегающей территории около проезжей части улицы. В костер они бросали мусор, резину, пластмассу и другие отходы, что являлось причиной довольно не приятного, черно и ядовитого дыма, который распространялся на весь район. Неоднократно жители микрорайона подходили к сотрудникам автомойки с просьбами прекратить безобразие, на что они отвечали, что отходы им девать некуда и хозяин автомойки сказал избавляться от них (отходов) именно таким образов.
Но в один прекрасный день наше терпение дошло до своего придела. Мы вызвали сотрудников милиции, дабы постараться наиболее эффективно разрешить эту проблему.
Представители правоохранительных органов не заставили себя ждать и в течении 7 минут прибыли на место события. Они сообщили интересный факт, что люди многократно жаловались на конкретную автомойку, которая в течении года на прилежащей территории складирует отслужившие свой срок автомобильные коврики, грязь снятую с днища автомобиля, пустые флаконы от автомобильной химии и т. д. отходы издают зловонный аромат из-за которого жители близлежащих домов не могут открыть окна.
Работники автомойки по первой же просьбе милиционера потушили огонь. Сотрудником милиции был составлен протокол правонарушения. Хозяин автомойки понес административный штраф. После чего больше (и по сей день) автомойка не разжигала «химическую бомбу», что весьма радует жителей микрорайона Залютино.
Классификация конфликта:
1) По сфере проявления: социально-бытовой;
2) По степени длительности и напряженности конфликта:
острый длительный;
3) По субъектам конфликтного взаимодействия:
межгрупповой конфликт;
4) Социальные последствия: конструктивные;
5) Предмет конфликта: реалистичный.
Причины возникновения:
Объективные. Недостаток значимых материальных благ (чистый воздух и окружающая среда) для нормальной жизнедеятельности людей.
Составляющие конфликта:
I. Объективные составляющие.
1)Участники конфликта (оппоненты):
- основные участники: работники автомойки и жители микрорайона.
- другие: хозяин автомойки (организатор).
2)Предмет конфликта: объективно существующая проблема, заключающаяся в том, что автомойка загрязняла окружающую среду и не давала возможности людям даже проветрить свои квартиры.
3)Объект конфликта: материальная ценность (чистая окружающая среда и чистый воздух).
4)Микросреда. Совокупность условий взаимодействия людей непосредственно влияющих на межгрупповой конфликт – загрязненная окружающая среда, невозможность дышать чистым воздухом жителями микрорайона. А также, желание представителей автомойки «использовать воздух» в своих (незаконных) целях.
II. Субъективные составляющие:
- открытая мотивировка, что якобы хозяин приказал жечь мусор около автомойки.
Динамика конфликта:
I. Предконфликт.
1. Возникновение объективной проблемной ситуации – автомойка жжет костер.
2. Осознание объективной проблемной ситуации – дым не дает возможности дышать и проветрить помещение.
3. Попытка решить конфликт – просьба потушить костер.
4. Появление открытой конфликтной ситуации – отказ потушить костер.
II. Открытый период.
1. Инцидент – просьба уже не проходит в форме спокойной беседы, а имеет уже более «накаленный» характер.
2. Эскалация – увеличение числа участников конфликта. Люди вызывают сотрудников правоохранительных органов, так как обстановка начинает накаляться.
3. Сбалансированное взаимодействие – стороны продолжают выяснять ситуацию, однако интенсивность борьбы снижается. Работники автомойки гасят костер.
4. Завершение – люди успокаиваются и расходятся.
III. Послеконфликтный период.
Полная нормализация отношений между сотрудниками автомойки и жителями микрорайона.
Стратегии поведения в конфликте:
В начале и середине конфликта стратегией поведения у работников автомойки и жителей микрорайона было соперничество. Автомойка настаивала на своем и отказывалась потушить костер. Тем самым удовлетворяя лишь собственные интересы, а интересы других людей игнорировались. По приезду милиции автомойка перешла на другую стратегию – приспособление, то есть тем самым учитываются интересы соперников, а предмет разногласий уже имеет меньшую ценность. Они потушили костер, дабы избежать лишних проблем. А значит, здесь уже учитываются как собственные интересы, так и интересы жителей и сотрудников милиции, что уже становится сотрудничеством.
Восприятие конфликта оппонентами и искажение конфликтной ситуации.
Объективная конфликтная ситуация существовала и стороны воспринимали её как конфликтную, но с некоторыми искажениями, так как работники автомойки не понимали истинной проблемы, почему на них жалуются люди, и считали, что они лишь препятствуют легкому способу уничтожения мусора.
Искажение восприятия действий, высказываний и поступков людей. Работники организации воспринимали свою позицию как нормативно обоснованную и целесообразную («мы уничтожаем отходы, дабы не скапливать мусор на нашем рабочем месте»).
Разрешение конфликтной ситуации.
Данная конфликтная ситуация разрешилась конструктивно для жителей микрорайона и работников автомойки.
В некоторой степени, конфликт стал средством активизации социальной жизни людей, что заставило жителей микрорайона выйти на улицу и пообщаться между собой, обсуждая общую проблему, что в каком-то смысле даже смогло «сплотить» людей (кто знает, может, некоторые подружились и общаются по сей день).
Этот конфликт высветил нерешенную проблему и проявил общественное мнение по ее поводу. И совместными усилиями, приняв общее решение вызвать сотрудников милиции, жители решили проблему.
Однако не для всех ситуация разрешилась благополучно. Для хозяина автомойки конфликт разрешился деструктивно, так как ему пришлось выплатить штраф. И помимо этого он будет в дальнейшем тратить деньги на вывоз мусора, что наверняка будет для него стрессом, так как он мог положить эти деньги себе в карман.
Вывод. Конфликтная ситуация возникла из-за нарушения законодательства одной из сторон. Организация не отреагировала на правомерные просьбы жителей, тем самым усугубила конфликт. И лишь вмешательство представителей органов правопорядка разрешило конфликт.
В данном случае, для разрешения конфликта потребовалось вмешательство третьей стороны. Ибо, конструктивного диалога между конфликтующими сторонами не получилось.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.