Если полупроводник - и
-типа
привести в контакт, то на границе полупроводников возникает при
определенных условиях запирающий слой. Контактный слой (рис.3) называется
-
-переходом, через
который переходят основные носители из
- и
-областей. Благодаря этому в некотором слое
-области, примыкающей к границе раздела,
появится отрицательный объемный заряд, а в граничном слое
-области, возникает положительный объемный
заряд. Наличие объемного заряда в
-
контакте
вызывает появление контактной разности потенциалов, которая будет
препятствовать дальнейшему переходу основных носителей через контакт.
Переход дырок в -область
создает в ней положительный потенциал (
).
Энергия электронов в ней снижается, а дырок увеличивается. В
-области переход электронов создают в ней
отрицательный потенциал, энергия электронов растет, а дырок - снижается. При
этом, как следует из диаграммы, через контакт свободно могут переходить лишь
не основные носителя и создавать ток не основных носителей
.
![]() |
Рис. 9.3. -
-
переход в отсутствие внешнего электрического
поля ( - потенциальная энергия
носителей).
Основные носители ( дырки в -области
и электроны в
-области) должны преодолевать
потенциальный барьер, т.е. переходить на более высокий энергетический
уровень. Такие переходы носят диффузионный характер и дают некоторый ток
основных носителей
, направленный из
-области в
-область.
При установлении динамического равновесия
=
.
Если от внешнего источника тока на n-область
подать отрицательный потенциал, а на -область - положительный (рис.9. 4а), то
энергия основных носителей увеличится, что означает уменьшение высоты
потенциального барьера.
![]() |
Рис. 9.4. -
-переход
при наличии внешнего электрического поля:
а – прямое включение, б – обратное включение.
( - потенциальная энергия носителей).
Вследствие этого ток основных
носителей увеличивается при сохранении постоянного тока не основных носителей.
Через -
контакт будет протекать ток
, направленный от
-области к
-области. Это можно рассматривать как
уменьшение сопротивления
-
перехода при заданном направлении
внешнего поля.
Если на n-область подать положительный потенциал, а на -область
-отрицательный (рис.9. 4б), то энергия основных носителей уменьшается, что
означает повышение потенциального барьера. Ток основных носителей сильно
падает, что можно рассматривать как значительное возрастание сопротивления
-
-перехода. Следовательно, прикладывая к
-
-переходу
переменное по знаку напряжение, можно получить токи одного направления.
Таким образом,
-
переход может выпрямлять переменный ток.
Полупроводниковые устройства, работающие на принципе пропускания тока в одном
направлении, называются полупроводниковыми диодами.
Зависимость силы тока на выходе такой системы от приложенного напряжения называется вольтамперной характеристикой. Направление тока, соответствующее малому сопротивлению, называется прямым. Противоположное направление - обратным.
Для -
-перехода обычно в пластину полупроводника вводят донорную и
акцепторную примеси. При этом распределение их по объему полупроводника
осуществляется таким образом, чтобы обе его области с разным типом проводимости
граничили друг с другом.
2. Экспериментальная часть.
полупроводникового диода.
1.
|
|
Рис. 9. 5.
2. Включить диод в прямом направлении и постепенно увеличивая напряжение, начиная приблизительно с 0,5 В (с шагом 0,02 В), записать показания миллиамперметра. Повторить измерение, уменьшая напряжение до нуля.
3. Заменить в схеме (рис.9.5) миллиамперметр микроамперметром. С помощью коммутатора включить диод в обратном направлении и снять отрицательную ветвь вольтамперной характеристики (увеличивая напряжение до 200 В с шагом 10 В). Данные опыта занести в таблицу 9.1.
Таблица 9.1
Прямое направление |
Обратное направление |
||||||
( В ) |
|
(мА) |
( В ) |
|
(мкА) |
||
|
|
|
|
||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.