3. Усиление защитных свойств помещения от радиоактивных излучений - 9 мин
4. Подготовка дома (квартиры) в противопожарном отношении - 17мин
Материально-техническое обеспечение: плакаты с рисунками и таблицами,
вспомогательная аппаратура,
учебный фильм.
Краткое изложение учебного материала |
Время мин. |
Заметки по методике |
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Проверка наличия учебной группы на занятиях, контрольный опрос по пройденной теме, сообщение новой темы: «Повышение защитных свойств дома(квартиры) от проникновения радиоактивной пыли и сильнодействующих ядовиты веществ», а также учебных целей занятия и учебных вопросов, которые будут отработаны в ходе занятия. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Обеспечение своевременного получения оповещения (информации) Оповестить население - значить предупредить его о надвигающейся беде, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время - главный фактор. В экстремальных условиях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей. В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях. До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. В случае опасности людей надо было предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают другой сигнал «Внимание всем!», а не воздушная тревога, как это предусматривалось прежде. Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам ГО и чрезвычайным ситуациям. На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу. Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, появляются рассказы «очевидцев». Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Еще более важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых. Ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивной пыли и АХОВ Повышение защитных свойств дома
(квартиры). Ваш дом может оказаться недалеко от водопроводной станции,
текстильного или целлюлозно-бумажного предприятия. На этих объектах
непременно имеется хлор. Если поблизости мясокомбинат, консервный завод,
холодильник, жиркомбинат или другое предприятие пищевой промышленности там
обязательно будет аммиак. А уж если где-то рядом химический завод или завод
по производству удобрений, пластических масс или предприятие нефтехимии ждите
целый букет химических веществ. Усиление защитных свойств помещений от радиоактивных излучений При переоборудовании различных сооружений под ПРУ (Противорадиационные укрытия) заделывают оконные проемы (на всю их толщину) кирпичом или другим равноценным материалом. Перекрытия усиливают слоем песка, шлака или просто земли толщиной до 20 см. Тщательно заделывают трещины, щели, отверстия в стенах, в местах примыкания оконных и дверных проемов. Дверь тщательно подгоняют к ее раме и обивают плотной тканью или войлоком. В тамбуре, оборудуемом при входе, устанавливают дополнительную дверь или плотный занавес. Выступающие части стен обсыпают грунтом. По возможности оборудуются один приточный и один вытяжной короба (при отсутствии средств подачи воздуха в укрытии). Следует иметь ввиду, что при наличии РВ в укрытии прием пищи и воды запрещается . Для предотвращения попадания РВ в ПРУ при входе в него с зараженных участков местности следует перед тамбуром удалить радиоактивную пыль с верхней одежды и обуви (стряхиванием, сметанием, протиранием ветошью и т.д.) и в тамбуре осторожно снять одежду (средства защиты) и обувь. После этого можно входить в укрытие. В первые 3-5ч после начала радиоактивного заражения входные двери и вентиляционные отверстия должны быть закрыты. По истечении 4-6ч укрытие необходимо проветрить. Каждые 2-3 суток все поверхности в ПРУ необходимо протирать влажной тряпкой, а пол постоянно поддерживать во влажном состоянии. Подготовка дома (квартиры) в противопожарном отношении Огонь уносит человеческие жизни, пожирает материальные ценности. Горят квартиры, дома, гостиницы, заводы. В чем причина? Главная - это
наша беспечность, халатность и неосторожность. Нет смысла приводить примеры.
Огонь полыхает в каждом населенном пункте. Люди об этом хорошо знают. Возле частного дома обязательно имейте бочки с водой. Не повредит приобрести хотя бы
один огнетушитель. Имеют же их водители всех автомашин. Так и владельцу дома
надо последовать этому примеру. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Подведение итогов занятия: перечисление основных пунктов пройденного материала и задания по нему контрольных вопросов, подчеркивание важности и актуальности данной темы, отмечаются положительные стороны, указываются недостатки, даются ответы на вопросы учащихся, указывается следующая тема занятия. |
7 88 27 35 9 17 5 |
Сделать опрос по пройденной теме, определить готовность к восприятию информации. Оценка снижается на 1 балл при неполном ответе на поставленный вопрос. Оценка «неудовлетворительно» ставится при полном незнании основ пройденной темы. Показать слайд «Структурная схема сети оповещения о ЧС в РФ». Задать вопрос учащимся: Каковы будут ваши действия, если услышите сигнал «Внимание всем!»? Дать пояснения и дополнения к ответам. Продемонстрировать слайд «Достоинства действующей системы оповещения на территории РФ». Задать вопрос учащимся: Какие АХОВ они знают? Чем они вредны и какие последствия вызывают? Показать слайд «Статистические данные по перевозке опасных грузов на железных дорогах РФ» Показать слайд «Порядок действий при защите от АХОВ и радиоактивной пыли». Показать фрагмент фильма «Ядерный взрыв и его последствия». После просмотра фильма задать учащимся вопросы. Продемонстрировать то, как можно самостоятельно изготовить СИЗ (марлевые повязки, маски). Привести плакат « Порядок оказания первой медицинской помощи» Привести план дома (квартиры), оборудованного под ПРУ. Продемонстрировать учащимся слайды «Порядок усиления защитных свойств помещений от радиации» Продемонстрировать учащимся слайды «Причины возникновения пожаров». Отметить важность соблюдения правил противопожарной безопасности, привести пример. Заострить внимание учащихся на данном моменте. Показать и прокомментировать плакат с классификацией ожогов. Ответить на вопросы. Обучаемые должны усвоить свои обязанности и научиться правильно действовать при возникновении опасности радиационного и химического, заражения. Оценить активность и правильность ответов обучаемых. Указать ошибки и способы их устранения. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.