2007 год |
Краткое изложение материала |
Время, мин. |
Заметки по методике |
1 |
Вводная часть 1.1. Проверка наличия обучаемых. 1.2. Контроль изучения материала. 1.3. Сообщение темы, учебной и воспитательной цели. |
10 |
Перекличка Запись темы под диктовку |
2 |
Основная часть 1. Порядок разработки и содержание приказа на проведения АСДНР. Доведение задач до исполнителей. Проведение АСДНР в очагах массового поражения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является одной из основных задач ГО. Целью проведения АСДНР в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи поражённым, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ на объектах производственного и социального значения. В распоряжении отражается краткая обстановка, задачи службы или формирования и др. При постановке задач командир формирования указывает: - спасательным формированиям - средства усиления, участок розыска пораженных, порядок оказания им первой медицинской помощи и выноса к местам погрузки, где и какие вскрыть защитные сооружения, места ликвидации аварий на сетях коммунально- энергетического хозяйства, - формированиям механизации средства усиления, где и к какому времени устроить проезды и проходы, обрушить (укрепить) конструкции, угрожающие обвалом; где и в каком объеме, к какому времени произвести работы по откопке защитных сооружений или кому и какие средства придать на усиление; - противопожарным формированиям - какие пожары потушить и локализовать, где сосредоточить основные усилия, места развертывания противопожарных средств и забора воды; - формированиям обеззараживания - какие участки подвергнуть обеззараживанию, ширина проделываемых проходов (проездов) на заданной территории, порядок перезарядки машин и обозначения обеззараженных участков; - медицинским формированиям - места оказания медицинской помощи пораженным, где сосредоточить основные усилия, места размещения нетранспортабельных больных; - аварийно-техническим формированиям - средства усиления, места аварий на сетях водопровода, газо-, тепло-, электроснабжения, где сосредоточить основные усилия. Всем формированиям указываются порядок эвакуации пораженных, допустимые дозы радиоактивного излучения, маршруты выдвижения к участку спасательных работ, места сбора после выполнения поставленной задачи, порядок связи, сигналы управления и оповещения. Доведение до исполнителей задач - одна из важнейших функций начальника (командира) и штаба по управлению ГО объекта (службой, формированием) . Все задачи должны быть доведены до подчиненных точно и ясно, без искажений. Способы доведения задач до исполнителей могут быть различными. Чаще всего применяются: устная постановка задач всем или нескольким подчиненным при личном общении или по поручению начальника (командира) другим руководящим работником ГО объекта, передача распоряжений по техническим средствам связи, высылка подчиненным письменных распоряжений, а также сочетание указанных выше способов. Важную роль в доведении задач до исполнителей играет штаб ГО объекта (службы, формирования) . В процессе постановки задач штаб записывает указания начальника (командира) , проверяет уяснение задач подчиненными, доводит задачи до тех исполнителей, которым начальник (командир) не смог поставить лично. После постановки задач организуется взаимодействие между службами, формированиями объекта, частями ГО и Советской Армии, выделенными для работы на объекте. Организация и поддержание непосредственного взаимодействия является важнейшей обязанностью начальников, командиров и их штабов. Командиры формирований организуют взаимодействие между подразделениями. Основы взаимодействия закладываются при постановке задач подчиненным и организуются по целям (задачам) , месту и времени, во взаимной поддержке при выполнении поставленных задач. Взаимодействие считается организованным лишь тогда, когда взаимодействующие органы и силы ГО знают общую задачу и замысел действий вышестоящего начальника, содержание задач друг друга, способы и время совместных действий по их выполнению, имеют между собой к старшим начальником надежную связь и могут своевременно осуществить взаимную информацию и быстро применить требуемое количество сигналов взаимодействия. Точное знание обстановки и пред видение ее изменений является хора шей предпосылкой для успешной работы начальника (командира) и его штаба по подержанию устойчивого взаимодействия. Начальник (командир) , организуя взаимодействие, дол жен согласовать порядок выдвижения сил ГО к очагу поражения и их действия при преодолении зон заражения, пожаров и других препятствий на маршрутах движения, время прохождения исходного пункта и пунктов регулирования. В очаге поражения уточняется и согласуется порядок проведения разведки, устройство проходов и проездов в завалах, порядок локализации и тушения пожаров, вскрытия защитных сооружений, локализации аварий, извлечения пораженных из завалов и разрушенных зданий, оказания первой медицинской помощи и выполнения других работ. Особого внимания требует согласование размещения пунктов управления служб и формирований, организация связи и оповещения и сигналов управления. Управление в ходе спасательных работ организуется с пункта управления объекта или пункта развертываемого на участке работ. Для обеспечения порядка при проведении мероприятий ГО штаб организует комендантскую службу. В зависимости от характера и содержания деятельности комендантская служба организуется для соблюдения режимов поведения населения на зараженной территории и светомаскировки, при укрытии рабочих и служащих в защитных сооружениях по сигналу «Воздушная тревога» , при проведении рассредоточения и эвакуации, усилении охраны объекта, на маршрутах выдвижения и на участках спасательных работ. Для несения комендантской службы привлекаются формирования службы охраны общественного порядка объекта, а при необходимости и другие формирования. Важное место в работе органов управления занимает контроль за выполнением поставленных задач и оказание помощи подчиненным в их выполнении. Контроль может осуществляться путем выезда (выхода) должностных лиц в подчиненные органы управления и силы, изучения устных (письменных) докладов (донесений) и других документов, путем прямых переговоров с подчиненными по каналам связи, вызова подчиненных для доклада к вышестоящему начальнику. В современных условиях существенным образом возрастает роль управления, его устойчивость и высокая оперативность. Чтобы быть на уровне современных требований, необходимо постоянно совершенствовать структуру органов и пунктов управления, добиваться оснащения их новейшими техническими средствами связи и управления, совершенствовать организацию и методы работы всех должностных лиц, развивать и обобщать опыт теории и практики управления ГО, улучшать систему подготовки руководящего состава по гражданской обороне. 2. Организация АСДНР АСДНР организуются по оперативным направлениям. Оперативное направление – это полоса местности, идущая от города, в интересах которого создано направление, до границы области (края, республики). Эта полоса включает часть города (один или несколько городских районов), сельские районы, расположенные на территории направления, с сетью путей сообщения, узлов связи, проживающим и эвакуированным населением и размещёнными на их территории силами гражданской обороны, предназначенными для ведения спасательных работ. Всеми работами на операционном направлении руководит начальник операционного направления. Он несёт полную ответственность за организацию и выполнение работ на данном направлении, за расстановку и использование сил и средств. Для ведения АСДНР на каждом операционном направлении создаётся группировка сил и средств, состоящая из нескольких эшелонов и резерва. Войсковые части и ГФ, выделенные для ведения спасательных работ, поступают в подчинение начальника операционного направления и могут использоваться как в составе первого так и других эшелонов. Они направляются в назначенный район обычно в полном составе с имеющейся у них техникой, автомобилями, тракторами, тягачами, средствами связи, медицинским и другим имуществом, которое может найти применение при выполнении работ. Недостающий для выполнения работ инструмент выдаётся им по указанию вышестоящих командиров и начальников или изыскивается с помощью местных органов власти. Перевозка частей и ГФ в город, подвергшихся АКСБ, осуществляется на штатном автомобильном транспорте. При большом удалении пунктов дислокации ГФ от поражённого города для переброски ГФ может быть также использован железнодорожный, водный или воздушный транспорт. Приказ на выполнение АСДНР начальник ГО получает от начальника операционного направления. В приказе указывается: - краткие сведения об обстановке; - задачи СК (подразделения, формирования): в каком районе и на каких объектах вести спасательные работы, время и порядок выхода к ним, количество и состав смен, продолжительность и режим работы; - мероприятия по обеспечению ведения спасательных работ; - меры защиты личного состава, допустимые дозы радиации и порядок организации контроля радиоактивного облучения; - район сбора после завершения работ или получения личным составом допустимых доз радиации; - места размещения отрядов первой медицинской помощи, пунктов специальной обработки, района отдыха и приёма пищи; - место и время развёртывания командного пункта, и порядок представления донесений; - сигналы управления и оповещения. Получив задачу от начальника операционного направления, начальник ГО уясняет её, оценивает обстановку, принимает решение и ведение спасательных работ и ставит задачи подразделениям на выдвижение к очагу поражения. Для выдвижения ГФ к очагу поражения обычно назначается не менее двух маршрутов. Первыми к очагу поражения выдвигаются подразделения разведки. На маршрутах выдвижения они устанавливают наличие и степень радиоактивного, химического и бактериального заражения, характер пожаров и разрушений. Отряды обеспечения движения, двигаясь вслед за подразделениями разведки, локализуют пожары, препятствующие движению, ремонтируют разрушенные или труднопроходимые участки дорог, оборудуют переправы, делают объезды препятствий и зараженных участков и организуют на них регулирование движения. В зависимости от движения маршрутов войсковые части ГО выдвигаются к очагу поражения в колоннах, а формирования – в отрядных колоннах или в составе сводных колонн. При этом первая смена сразу же выводится на объекты и развёртывает спасательные работы, а вторая сосредотачивается на незаражённой территории вблизи этих объектов в готовности к работе. Вопросы, связанные с организацией действий подразделений в очаге поражения, целесообразно решить до их прибытия в назначенный пункт. Для этого в район быстро выдвигается оперативная группа во главе с начальником ГО или его заместителем. В составе группы целесообразно иметь офицеров управления, ГОЧС, начальников инженерной и химической служб, врача и командиров из основных ГФ. С прибытием к очагу поражения устанавливает непосредственную связь с начальником гражданской обороны района (объектов), уточняет обстановку и по мере подхода подразделений и приданных формирований ставит им задачи на ведение работ. При выполнении работ по ликвидации последствий АКСБ подразделения действуют, как правило, в своём штатном составе. Спасательные работы развёртываются одновременно на всех участках, но основные усилия сосредоточиваются в местах наибольшего скопления людей, которым угрожает гибель. Работы на этих участках организуются немедленно. При первой же возможности людей нудно выводить из повреждённых убежищ и зданий в безопасные места. Однако если убежище находится в зоне с высокими уровнями радиации и ему не угрожают обрушение, заполнение дымом и газом, затопление и другие виды опасности, то людей из этого убежища целесообразно выводить только после спада уровней радиации до допустимых пределов. Работы по спасению людей ведутся непрерывно, с полным напряжением сил личного состава. На объектах, оказавшихся в зонах с повышенными уровнями радиоактивного заражения, работа организуется в несколько смен. При этом личный состав, получивший допустимые дозы радиации, после санитарной обработки и дезактивации обмундирования и снаряжения может использоваться на работах в незаражённых районах. Управление подразделениями осуществляется с командных пунктов, развёртываемых в непосредственной близости от работающих подразделений. Для управления используется радио, проводные и продвижные средства связи. В связи с тем, что АКСБ могут быть повторные, необходимо предусмотреть меры по укрытию личного состава. В качестве укрытий следует использовать уцелевшие убежища. Органами управления по делам ГОЧС являются: на федеральном уровне — МЧС России '; на региональном уровне — региональные центры ГОЧС; на территориальном и местном уровнях — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (министерства, главные управления ГОЧС) и при органах местного самоуправления (управления, отделы ГОЧС); на объектовом уровне (организациях) — отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. Задачи этих органов определены Примерным положением об органе, специально уполномоченном решать задачи ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в составе или при органе исполнительной власти субъектов РФ и органе местного самоуправления (утверждено приказом МЧС России от 16.08.2000 г. №436). Руководители данных органов управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти (местного самоуправления, организацией) по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Органами повседневного управления РСЧС являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов управления ГОЧС всех уровней; Важное место в работе органов управления занимает контроль за выполнением поставленных задач и оказание помощи подчиненным в их выполнении. Контроль может осуществляться путем выезда (выхода) должностных лиц в подчиненные органы управления и силы, изучения устных (письменных) докладов (донесений) и других документов, путем прямых переговоров с подчиненными по каналам связи, вызова подчиненных для доклада к вышестоящему начальнику. В современных условиях существенным образом возрастает роль управления, его устойчивость и высокая оперативность. Чтобы быть на уровне современных требований, необходимо постоянно совершенствовать структуру органов и пунктов управления, добиваться оснащения их новейшими техническими средствами связи и управления, совершенствовать организацию и методы работы всех должностных лиц, развивать и обобщать опыт теории и практики управления ГО, улучшать систему подготовки руководящего состава по гражданской обороне. |
30 10 30 |
Записать под диктовку Показать слайды Запись обучаемыми главных моментов под диктовку Покатать слайды Показать плакат Показать плакаты Показать слайд Запись под диктовку Показать слайд Показать таблицу Показать рисунок Показать слайды Запись под диктовку Показать слайды |
3 |
Заключительная часть Подведение итогов занятия, указание на положительные и отрицательные моменты, ответы на вопросы, задание на домашнюю работу. |
10 |
|
4 |
Литература: И.В. Васильев “Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на объектах железнодорожного транспорта”, Новосибирск, 1999 Учебник “Гражданская оборона на железнодорожном транспорте” под ред. В.А. Волкова и Г.Т. Ильина, М, “Транспорт”, 1987 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.