ОАО «РЖД»
СГУПС
Кафедра: «Безопасность жизнедеятельности»
Задание № 1.
тема: «План - конспект».
Выполнил: ст. гр. БТПП-411
Труфанов Ф.А.
Проверил: Васильев И. В.
Новосибирск 2004 г.
«Утверждаю»
Начальник ГОСГУПС
______________Комаров И.Л.
«___»____________2004г.
План- конспект
для проведения занятий с рабочими и служащими
третий группы.
Тема: «Организация защиты личного состава формирования при ЧС
мирного времени и при применении противниками современных средств поражения»
Учебно-воспитательные цели:
1. Объяснить работнику обязанности его командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования при угрозе химического поражения. Использование коллективных и индивидуальных средств защиты.
2. Показать работнику как проводится химический контроль, противоэпидемиологические, санитарно-гигиенические и специальные профилактические мероприятия.
3. Воспитать чувства ответственности за обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах химически опасных объектах.
Время:
1-й вопрос 15мин.
2- й вопрос 40 мин.
3- й вопрос 20 мин.
Учебные вопросы:
1. Изучить обязанности командира ( начальника) формирования по обеспечению выполнения мероприятий по защите личного состава формирования на химически опасных объектах. Использование коллективных и индивидуальных средств защиты. Узнать как проводится химический контроль.
2. Изучить обеспечение безопасности и защиты формирований при действиях зонах химически опасных объектах.
Время проведения: 2часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Метод проведения: рассказ, показ, дискуссия.
Материальная обеспеченность: литература, плакаты.
Краткое изложение учебного материала |
Время, мин. |
Заметки по материалу |
||
Вводная часть. - проверка наличия работников и служащих. - контроль изученного материала 1 вопрос 2 вопрос. - сообщение темы, учебных целей и вопросов. |
7 минут |
Контроль провести письменно. Запись темы. Убедиться в готовности технич. оснащения. |
||
Основная часть. Сильнодействующими ядовитыми веществами называют химические соединения, которые в определенных количествах, превышающих предельно-допустимых концентрации (плотность заражения), оказывают вредное воздействие на людей, с/х животных, растений и вызывают у них поражения различной степени. СДЯВ могут быть элементами технологического процесса (Аммиак, хлор, серная и азотистые кислоты, фтористый водород и др.) и могут образовываться при пожарах на объектах народного хозяйства (оксид углерода, оксид азота, хлористый водород, сернистый газ). Отдельные СДЯВ при высоких концентрациях способны вызвать поражения кожи человека ( например, кислоты); при обращении с ними необходимо применять соответствующие средства защиты. Краткая физико-химическая и токсическая характеристика СДЯВ приведена в приложении 1. Аммиак - бесцветный газ с запахом нашатыря (порог восприятия – 0,037 мг/л). Применяют его в холодильном производстве, для получения азотных удобрений и т.п. Сухая смесь аммиака с воздухом (4:3) способна взрываться. Аммиак хорошо растворяется в воде. В высоких концентрациях он возбуждает ЦНС и вызывает судороги. Чаще смерть наступает через несколько часов или суток после отравления от отека гортани или легких. При попадании на кожу может вызвать ожоги различной степени. Первая помощь: свежий воздух, теплое молоко с боржоми или содой; при удушье – кислород; при спазме голосовой щели – тепло на область шеи, теплые водяные ингаляции; при попадании в глаза – немедленно промыть водой или 0,5-1%-ым раствором квасцов; при поражении кожи – обмывание чистой водой, наложение примочки из раствора лимонной или соляной кислоты. Защита: фильтрующие промышленные противогазы марки «К» и «М», при смеси аммиака с сероводородом – «КД». При очень высоких концентрациях – изолирующие противогазы и защитная одежда. Хлор – зеленовато-желтый газ с резким запахом. Применяют в различных отраслях промышленности: бумажно-целлюлозной, текстильной, производстве хлорной извести, хлорирование воды. Хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха, поэтому облако хлора будет перемещаться по направлению ветра близко к земле. Хлор раздражает дыхательные пути и вызывает отек легких. При высоких концентрациях смерть наступает от 1-2 вдохов, при нескольких меньших дыхание останавливается через 5-25 минут. Первая помощь: надеть на пораженного противогаз и вывести из зоны заражения. Полный покой, ингаляция с кислородом. При раздражении дыхательных путей – вдыхание нашатырного спирта, питьевой соды; промывание глаз, носа и рта 2 %- ным раствором соды; теплое молоко с боржоми или содой, кофе. Защита: промышленные фильтрующие противогазы марки «В» и «М», гражданские противогазы ГП-5, детские противогазы и защитные детские комплекты. При очень высоких концентрациях (свыше 8,6 мг/л)- изолирующее противогазы. Химическое поражение обусловливается воздействием сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, используемых прежде всего в химическом оружии (спец боеприпасах). Кроме того, различные вещества, в том числе фитотоксиканты (дефолианты, десиканты, гербициды, альгициды, арборициды) и пестициды, могут попадать в окружающую среду при авариях, катастрофах и природных явлениях, сопровождающихся разрушением различных потенциально опасных объектов экономики. Этот вид поражения характеризуется острым и подострым отравлениями людей, животных и растений, а также отдаленными генетическими, онкогенными, тератогенными и другими эффектами. Происходит также заражение (загрязнение) названными веществами местности, воды, воздуха, зданий, сооружений, вооружения, военной техники, оборудования и продуктов питания. Выявление и оценка химической обстановки (РХО) в условиях аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения является обязательным элементом работы начальника ГО объекта и штаба ГО ЧС. На объектах экономики эта работа проводится в два этапа. Первый этап работы заключается в выявлении прогнозируемой РХО и ее оценке. Второй этап работы заключается в выявлении фактической РХО и ее оценке. Под химически опасной аварией обычно понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение (разрушение) трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). При прогнозировании и анализе химической обстановки для характеристики опасных веществ применяют различные термины. Их называют токсичными, вредными и сильнодействующими веществами, Принято под токсичными химическими веществами понимать вещества, которые вызывают нарушения процессов обмена веществ и физиологических функций организма при действиях на него в малых дозах. К ним относятся десятки тысяч различных химических соединений, используемых как в военных целях (отравляющие вещества), так и в мирных условиях, в процессе промышленного производства. Термин «вредные вещества» чаще всего применяется в производственной деятельности Им обозначаются токсичные химические соединения техногенного происхождения. Согласно ГОСТ 12.1.007-76 вредное вещество — это химическое соединение, .которое при современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. К вредным веществам относят более 60 тыс. соединений. Все они представляют угрозу здоровью человека в аварийных ситуациях. Термин «СДЯВ» используется для того чтобы выделить наиболее опасные химические соединения, которые в случае аварий на производственных и транспортных объектах легко переходят в атмосферу, вызывая загрязнение (заражение) окружающей среды и массовые поражения людей. Имеется в виду, что СДЯВ в аварийных ситуациях способны «самостоятельно» или при помощи других энергоносителей переходить в атмосферу в виде пара (газа) или тонкодисперсного аэрозоля. В практике проведения расчетов по анализу, оценке и прогнозированию поражающего воздействия СДЯВ считается целесообразным использовать следующую градацию токсодоз, в зависимости от возникающих последствий: — средняя смертельная токсодоза, вызывающая поражение со смертельным исходом у 50% подвергшихся воздействию СДЯВ (обозначается: в случае ингаляционного воздействия — ЬСт50, при кожно-резорбтивном воздействии — LD5o); —• средняя выводящая из строя токсодоза, вызывающая поражение не ниже средней степени тяжести у 50% подвергшихся воздействию СДЯВ людей (обозначается: в случае ингаляционного воздействия -— JCT5o, при кожно-резорбтивном воздействии — JD5o); — средняя пороговая токсодоза, вызывающая начальные симптомы поражения у 50 % подвергшихся воздействию СДЯВ людей (обозначается: в случае ингаляционного воздействия — РСт5о, при кожно-резорбтивном воздействии — PD50). К пространственно-временным параметрам химической обстановки, формирующейся при аварийных выбросах СДЯВ, следует отнести: — размеры и конфигурацию зон заражения территорий и объектов с опасными плотностями СДЯВ; — размеры и конфигурацию зон распространения первичного и вторичного облака зараженного СДЯВ воздуха; — продолжительность поражающего действия СДЯВ. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) предназначен для определения в воздухе, на местности, вооружении, технике зарина, зомана, иприта, а также присутствия в воздухе паров УХ, фосгена, дифосгена, синильной кислоты и хлорциана. Он состоит из корпуса с крышкой и размещенных в них ручного насоса, бумажных кассет с индикаторными трубками, противодымных фильтров, насадки к насосу, защитных колпачков, электрического фонаря, грелки и патронов к ней. Кроме того, в комплект прибора входят лопатка, инструкция, памятка по работе с прибором, инструкция-памятка по определению ОВ типа зоман. Для переноски прибора служит плечевой ремень с тесьмой. Масса прибора около 2,3 кг. В комплект прибора входят индикаторные трубки трех видов: для определения зомана, зарина и VX — с одним красным кольцом и красной точкой; для определения фосгена, дифосгена, синильной кислоты и хлорциана — с тремя \ зелеными кольцами; для определения иприта — с одним желтым кольцам. Порядок определения ОВ на местности, технике, обмундировании и других предметах. берем необходимую индикаторную трубку, подготавливаем ее и вставляем в насос (последовательность работы с трубками соблюдается такая же, как при определении ОВ в воздухе); навертываем на насос насадку с надетым на воронку защитным колпачком, прикладываем насадку к почве или зараженному предмету и делаем необходимое число качаний. В дальнейшем поступаем так же, как при определении ОВ в воздухе. Ежедневно или каждый раз по окончании работы с прибором необходимо: очистить его от загрязнения, а при заражении отравляющими веществами (радиоактивными) произвести его дегазацию (дезактивацию); очистить ампуловскрыватель и головку насоса, для чего необходимо вытряхнуть осколки от индикаторных трубок и протереть чистой тряпкой; проверить работоспособность насоса и пригодность источника питания электрического фонаря; очистить грелку от загрязнений; устранить мелкие неисправности; доукомплектовать прибор индикаторными трубками, патронами к грелке, противодымными фильтрами и защитными колпачками. Приборы хранятся в помещениях совместно со средствами индивидуальной защиты. |
75 минут |
Показать таблицу физико-химическая и токсическая характеристик сильнодействующих ядовитых веществ . Запись под диктовку физического определения и правила оказания первой помощи. Показать наглядно Записать под диктовку физического определения и правила оказания первой помощи. Показ слайдов. Рассказать для чего используется абвиатура «СДЯВ» Записать по диктовку Показать прибор наглядно, рассказать как им пользоваться. Показать фильм. |
||
Заключительная часть. Обсуждение изложенной темы
объяснить непонятные обучаемым моменты.
-подготовиться к контрольной работе ; - найти сведения о СДЯВ ( наиболее распространены, выписать характеристику ). - Используемая литература: 1. И.В. Васильев «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на объектах железнодорожного транспорта. 2. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев , Н.И. Акимов « Гражданская оборона» ,М. 1986г. 3. « Гражданская оборона на железнодорожном транспорте» под ред. В.А. Волкова, Г.Т. Ильина ,М 1987г. |
18 минут |
Обучаемые должны усвоить свои обязанности и научиться правильно действовать при возникновении Химическом поражении, научится правильно организовывать при возникновении химического отравления. Недостатки занятия: т.к. занятие проходит в учебном классе, то основным недостатком является невозможность практического использования приборов химической разведки. |
||
Руководитель занятия: __________________ / Труфанов Ф.А. /
30.09.2004г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.