Алексей Иванович Корзухин родился в 1835 г. на Уктусских рудниках, на Урале. Его родители были горнозаводскими крестьянами — казенными крепостными. Рано пробудившаяся в нем страсть к рисованию нашла единственно возможное применение: уже шести лет от роду он самоучкой выучился писать иконы и сбывал их на базаре, а на вырученные деньги покупал бумагу и краски. Местный иконописец обратил внимание на талантливого мальчика и взял его к себе в ученье. Затем Корзухин попал на глаза начальнику уральских горных заводов С. Я. Глинке — либеральному и просвещенному человеку, и тот определил его в Горное училище. Проучившись там до 1857 г., Корзухин испрашивает себе двухлетнее увольнительное свидетельство и на свой страх и риск отправляется в Петербург, в Академию художеств. В 1858 г. он становится ее учеником.
Дарование Корзухина явно тяготело к бытовому жанру. Впоследствии Академия резко изменила свое отношение к бытовому жанру. Следствием этого поворота и явился конфликт 1863 г., окончившийся выходом из Академии тринадцати конкурентов на золотую медаль. Таким образом, даже в недрах самой старой Академии в этот период родились первые образцы реалистической жанровой живописи. Картина Корзухина «Пьяный отец семейства» привлекала всеобщее внимание на академических выставках конца 50 — начала 60-х годов и получала восторженную оценку радикальной печати.
За упомянутое произведение, написанное во время летних вакаций в Волхове, Корзухин получил в 1861 г. малую золотую медаль, что уже давало ему право конкурировать на большую золотую медаль и заграничную командировку. За год до этого, в 1860 г., он получил серебряные медали 2-й и 1-й степени за свои классные работы, а вместе с ними и право на первый классный чин. Таким образом, он освобождался от обязательной горной службы.
- портрет художника Пескова.
Портрет выдержан в теплой рыжеватой гамме. Высокий чистый лоб, нос с легкой горбинкой, решительные квадрат ные скулы, красивая голова с длинными волосами, гордо посаженная на крепкой шее,— все это создает яркий и определенный образ волевого человека, Во всей этой фигуре чувствуется непринужденное достоинство, лицо говорит о серьезности, решительности и твердости его характера.
Корзухин вместе со своими товарищами, также вышедшими из Академии, образовали Артель художников. Устав Артели основан на принципах равенства и справедливости.
В 1865 г. Артель устроила на Нижегородской ярмарке, впервые в истории русского искусства, выставку из лучших картин своих членов и примыкавших к ней художников. Эта выставка была первым опытом передвижных выставок, сыгравших такую видную роль впоследствии, в 70 и 80 годы.
Основным содержанием картин Корзухина является правдивое и бережное изображение современной действительности в ее интимных проявлениях. Это позволяет ему раскрыть добрые и светлые стороны в душах простых, незаметных людей, к которым он относится с глубокой симпатией и сочувствием. Вот почему его привлекают интимные, лирические эпизоды жизни этих «маленьких людей» - минутные радости крестьянских детей, их детские забавы и шалости, сцены встреч и прощаний, радостного возвращения и хмельного веселья. Эти бытовые картинки при всей непритязательности своей написаны искренне, свежо, поэтично.
Однако они не исчерпывают всего идейного содержания творчества Корзухина. В своих лучших картинах он, стремясь искренне и правдиво изобразить окружающую действительность, добивается определенного общественного звучания. В обыденной эпизодической сценке из жизни перед нами раскрывается существенная социальная подоплека этой как бы случайно подмеченной сцены. Такие картины ведут зрителя от частного эпизода к размышлениям и обобщениям, далеко выходящим за пределы изображенного.
Дар острой наблюдательности и поэтичность картин Корзухина помогают ему осветить внутренним светом самый незначительный бытовой эпизод, раскрыть в нем глубокий истинный смысл происходящего, выявить в образах простых, незаметных людей подлинно человеческие стороны их души.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.