ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в вузах ряда стран, включая и Россию, при изучении студентами электротехники все более широкое применение находит система моделирования и анализа электрических схем «Electronics Workbench». Последней, наиболее совершенной версией программы является «Multisim-2001» (от multi — много и simulation — моделирование, в дальнейшем — MS-01).
Программа MS-01 располагает широким набором виртуальных элементов электрических цепей, представленных в виде условных обозначений (пиктограмм), которые обладают основными свойствами реальных физических элементов: источников постоянного и переменного напряжения и тока, резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности, трансформаторов, двигателей, диодов, транзисторов, усилителей, логических элементов, измерительных приборов и т. д., и является, в сущности, превосходной виртуальной лабораторией.
Таким образом, «собрав» на экране монитора из соответствующих элементов требуемую виртуальную электрическую схему, можно выполнить ее полный анализ, изучить ее в установившихся и переходных режимах. При этом можно быть уверенным, что при корректной сборке схемы и умелом «проведении экспериментов», результаты исследований совпадут с результатами исследований в реальной схеме, а по точности превзойдут их. В этом — суть программы MS-01 и ее несомненное достоинство.
Программа MS-01 хороша для использования научными работниками и инженерами, которые проектируют и испытывают новые устройства, ибо эти испытания можно провести на виртуальной модели. Это избавляет исследователей от необходимости строить физическую модель устройства и, следовательно, резко сокращает как материальные, так и временные затраты.
Программа MS-01 полезна не только для инженеров, но и для студентов вузов всех форм обучения, изучающих электротехнику, поскольку она существенно расширяет возможности выполнения курсовых работ и контрольных заданий, лабораторных работ по электротехнике, а также лучшего их понимания.
Посредством программы MS-01 можно выполнить работы на обычном IBM совместимом ПК с процессором не ниже 486. Она дает возможность более углубленного исследования тех электрических схем, которые изучаются студентами, поскольку программа обладает широким набором измерительной техники. Наконец, использование программы может быть полезно при так называемом дистанционном обучении студентов.
Следует также учитывать современную сомнительную, по мнению автора, тенденцию к унификации лабораторных стендов, когда один стенд позволяет обеспечить выполнение ряда лабораторных работ. В таких стендах элементы и устройства упрятаны в глубь стенда, а на первый план выходят мнемосхемы работ. Часто студент плохо представляет себе даже внешний вид изучаемого в работе объекта, а стенд для него превращается в некий «черный ящик» со множеством клемм и обозначений.
В силу изложенных причин, по мнению автора, выполнение виртуальных лабораторных работ может оказаться для студента даже более показательным и более ясным, чем выполнение работ на иных современных многоцелевых лабораторных стендах — «черных ящиках». В самом деле: для выполнения виртуальной лабораторной работы студент, шаг за шагом осмысленно извлекая нужный ему элемент, сам «собирает» электрическую цепь на мониторе, а исследовательские возможности программы неизмеримо больше, чем любого современного стенда.
Вместе с тем автор выражает свое неизменное суждение, заключающееся в том, что методически неверно подменять реальные лабораторные работы виртуальными. Компьютерные технологии должны дополнять и углублять знания студентов о реальных элементах и устройствах и их физических свойствах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.