Воздействие проекта «Морской Фасад Санкт-Петербурга» на береговую зону Курортного района Санкт-Петербурга
(по данным спутниковых наблюдений)
(НИИКАМ, Сухачева Л. Л.)
Вопросы обнаружения и оценки интенсивности загрязнения приповерхностного слоя моря взвешенными веществами тесно связаны с экологическими проблемами. Оцениваемые по данным дистанционного зондирования (ДДЗ) в оптическом диапазоне спектра глубина прозрачности и общее содержание взвеси являются элементами экологического состояния водоема и показателями качества вод. Высокие значения концентраций взвешенных веществ могут служить косвенным индикатором повышенного содержания в воде бактериальных, хлорорганических, соединений тяжелых металлов и других загрязнителей. Тематическая интерпретация и анализ материалов многолетних аэрокосмических наблюдений Невской губы и восточной части Финского залива позволяют исследовать изменчивость гидрофизических параметров качества вод, особенности динамики поверхностных вод и транспортировки взвешенных осадков и, в конечном итоге, оценить динамику экологического состояния водного объекта.
Спутниковый экологический мониторинг водных объектов основан на комплексном анализе данных дистанционного зондирования (ДДЗ), сопутствующих гидрометеорологических наблюдений, традиционных судовых измерений и региональных/локальных знаний (тематической базы знаний).
Высокие значения концентраций взвешенных веществ (по сравнению с фоновыми значениями), в большинстве случаев, связаны с техногенными воздействиями. Взвеси загрязняют акваторию, ухудшают условия освещенности и оказывают негативное влияние на экологию морской среды. Особую опасность для акваторий представляет длительное воздействие интенсивных загрязнений взвешенными осадками при значительных пространственных масштабах загрязнения. Именно такая ситуация сложилась в акватории Невской губы и восточной части Финского залива в 2006-2008 гг. вследствие реализации крупномасштабного проекта «Морской Фасад Санкт-Петербурга».
Анализ динамики загрязнения Невской губы и восточной части Финского залива взвешенными веществами за тридцатилетний временной интервал (с 1976 по 2008 гг.), проведенный на основе использования материалов дистанционного зондирования (МДЗ), показал, что в экологическом состоянии акватории может быть выделено три периода:
1) с 70-х по начало 90-х гг., когда, вследствие проведения гидротехнических работ по намыву городских территорий, отмечался высокий уровень загрязнения прибрежных районов взвесью;
2) с начала 90-х гг. по 2004 гг., начало совпадает с кризисной ситуацией в сельском хозяйстве и в промышленности и прекращением грунтонамывных работ, экологическое состояние акватории постепенно улучшается;
3) с 2005 по 2008 гг., период реализации проекта «Морской Фасад Санкт-Петербурга», на сегодня этот период можно считать самым неблагоприятным для акватории – интенсивность и масштабы загрязнения водной среды взвесью намного превосходят наблюдавшиеся ранее (в первый период), экологическое состояние акватории в целом ухудшилось.
Анализ ряда космических снимков восточной части Финского залива, полученных с ИСЗ Terra и Aqua /MODIS в период 2006 г.-2008 гг., позволяет заключить, что масштабы загрязнения акватории взвесью очень велики. Из анализа спутниковых изображений следует, что основным источником интенсивного загрязнения акватории взвешенными веществами в исследуемый период являлись крупномасштабные работы по обустройству Петровского фарватера и подходного канала. В 2005 году, объем дноуглубительных работ составил 1 230 000 куб. м, в 2006 г. – 12 150 000 куб. м, в 2007 г. – более 8 000 000 куб.м.
В 2006 году дноуглубительные работы начались во второй декаде июня, см. рис. 1.
В период 2006-2007 гг. высокие и очень высокие значения концентраций тонкодисперсных взвешенных осадков, по данным ИСЗ, наблюдались на значительных расстояниях от источников их поступления. Зарегистрированы случаи распространения шлейфа мутных вод до 150 км (до Выборгского залива, в северной части Финского залива, и до Лужской губы на юге), см рис. 2, 4.
Картина распределения взвеси по акватории, в том числе и в прибрежной зоне Курортного района, зависит, главным образом, от особенностей проведения гидротехнических работ, гидравлической крупности частиц перемещаемого грунта, расположения участков дампинга, режима течений, гидрометеорологических условий, наличия стратификации водных масс в вершине Финского залива и возникновения локальных апвеллингов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.