Приливные колебания уровня невелики. Приливы полусуточные, величина их в разных пунктах изменяется от 0,7 до 0,1 м в направлении с запада на восток (в Киле 0,7 м, в Кронштадте 0,1 м). В Ботническом заливе величина прилива до 0,6 м.
Небольшие размеры моря и малые глубины, а также умеренные ветры, преобладающие над морем, обусловливают в среднем небольшое волнение. Весной и летом волнение обычно не превышает трех и лишь в отдельных случаях пяти баллов. Осенью и зимой волнение в центральной части может достигать семи-восьми баллов. В заливах оно меньше даже в эти сезоны, так как их поверхность покрывается льдом. Волны Балтийского моря короткие и крутые. Даже при ветре в восемь-девять баллов высота волн в открытом море не более 2,5—3,5 м, а длина их 40—70 м. Ветры меньшей силы вызывают невысокую волну (1,0—1,5 м).
Ледообразование.
Часть Балтийского моря ежегодно покрывается льдом. В северной половине Ботнического залива первый лед появляется уже в октябре, но в основном ледообразование начинается в ноябре. Максимального развития ледяной покров достигает в начале марта. К этому времени неподвижный лед занимает северную часть Ботнического залива, район Аландских шхер и восточную часть Финского залива. В открытых районах северо-восточной части моря наблюдаются плавучие льды. В Рижском заливе лед также образуется ежегодно, но неподвижного льда здесь мало, он образуется только вдоль берегов, центральная же часть покрыта плавучим льдом. Западнее о. Борнхольм лед появляется только в суровые зимы.
Толщина льда зависит от суровости зимы. Припай имеет толщину 50—70 см, но в суровые зимы толщина его может достигать 1 м. Толщина плавучих льдов 40—60 см.
Таяние льдов начинается в конце марта—начале апреля. Очищение моря происходит в направлении с юго-запада на северо-восток. В мае обычно море очищается ото льда, за исключением Ботнического залива, в северной части которого лед исчезает в начале июня, а после суровых зим плавучий лед здесь может встречаться и в середине июня.
Экономическое использование района.
Природные условия Балтийского моря являются важной предпосылкой его экономического использования. Велико значение моря как транспортной магистрали, соединяющей многие европейские страны с портами всего мира. Сообщение осуществляется как через Датские проливы, так и по искусственному Кильскому каналу. Наиболее крупными портами моря являются Ленинград, Таллин, Рига, Лиепая, Вентспилс, Клайпеда, Калининград (СССР), Щецин, Гдыня, Гданьск (Польша), Росток с аванпортом Варнемюнде, Штральзунд, Засниц, Висмар (ГДР), Любек, Киль, Фленсбург (ФРГ), Стокгольм, Мальме (Швеция), Хельсинки, Турку, Котка (Финляндия) и в прол. Эресунн — Копенгаген (Дания).
В Балтийском море издавна большое значение имел рыбный промысел. В настоящее время основную роль играет промысел салаки, однако добывается также килька, треска, сиг, угорь, минога, корюшка, лосось. В вершинах заливов ведется добыча водорослей.
На побережье Балтики распространены россыпи янтаря, добыча которого производится вблизи Калининграда. На дне моря обнаружены промышленные запасы нефти.
Список используемой литературы.
1. «Моря мирового океана» В.Ф. Суховей, Ленинград, Гидрометиздат, 1986
2. Интернет: http://gorchev.lib.ru/ik/Predystoriya%20SPb_1703god/Pre_images/Lednik.gif
3. Интернет: http://hmc.hydromet.ru/sea/balt/ssh/balt.png
4. Интернет: http://planet.iitp.ru/Oper_pr/imagesOP/terra5.jpg
5. «Региональная океанология» Доронин Ю.П.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.