Программа семинарских занятий по курсу «История и философия науки»: «Современные философские проблемы физики», страница 4

Идеализация эмпирических представлений и эмпирических понятий. Формирование умозрительных моделей. Умозрительные понятия и умозрительные принципы. Умозрительная концепция. Классификация возможных умозрительных концепций. Принцип пролиферации Фейерабенда. Проблема выбора исходных принципов новой фундаментальной теории. Принцип радикальности концептуальных изменений Т. Куна. Фундаментальное теоретическое исследование. Основные этапы формирования теоретического знания в физике. Принцип научно-исследовательских программ Лакатоса.  Теоретическая программа, теоретическая схема, теоретическая гипотеза. Качественное и количественное описание теоретических законов.

Формализация и интерпретация физических законов. Этапы развития формализации и искусственного языка. Роль искусственного языка как средства формализации и естественного языка как средства интерпретации. Проблема интерпретации теоретического знания. Семантическая, эйдетическая и эмпирическая интерпретация. Понятие мысленного эксперимента и его роль в интерпретации теоретического знания.

Проблема эмпирической проверки теоретических предсказаний. Переход от мысленного эксперимента к реальному эксперименту. Принцип верификации Шлика и принцип фальсификации Поппера. Сочетание верификации и фальсификации теории как способ исследования границ ее применимости. Принцип соответствия нового теоретического знания старому. Эвристическая роль принципа соответствия в физике в формировании новых фундаментальных теорий. Достоинства и недостатки  постпозитивистского  анализа  (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд) закономерностей формирования физической теории. Верификационистские и фальсификационистские модели в истории науки.

Вопросы и темы докладов:

1.  Специфика физической теории.

2.  Эмпирический уровень физической теории. Эмпирическое исследований и эмпирическое знание.

3.  Воображение и новое теоретическое знание.

4.  Идеализация и эмпирическое знание.

5.  Формализация теоретического знания.

6.  Эмпирическая проверка теоретических предсказаний и гипотез.

7.  Верификационистские и фальсификационистские модели в истории науки.

Литература:

1.  Бранский В.П. Философия физики ХХ в. СПб., 2003.

2.  Поппер К. Логика и рост научного знания. (любое издание)

3.  Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ (любое издание)

4.  Фейерабенд П. Против метода (любое издание)

5.  Кун Т. Структура научных революций. (любое издание)

6.  Мостепаненко А.М. Методологические и философские проблемы современной физики. Л., 1977.

7.  Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. Москва, 1988.

8.  Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.

Тема 6. Взаимодействие физики с философией и математикой

Роль метатеории в формировании физической теории. Содержательная и формальная метатеория. Философия и математика.

Соотношение математики и физики как теоретических наук в античности. Является ли Платон основателем математического естествознания? Аргументы Аристотеля против приложения математики к физики. Птолемей о соотношении астрономии, космологии и математики.

Натурфилософский и позитивистский подходы к проблеме взаимодействия физики и философии.

Оформление теоретических категорий физики в античной философии.