Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ТРЕХФАЗНАЯ НУЛЕВАЯ СХЕМА ВЫПРЯМЛЕНИЯ
(Расчетно-графическая работа)
Вариант 10
Выполнил:
Студент гр. ЭМ – 51 «29 » мая 2008 г. Солнцев А.
Проверил:
К.т.н., доцент « » мая 2008 г. Боченков Б.М.
Новосибирск 2008
Исходные данные
Номинальная мощность двигателя: Pн = 13кВт
Номинальное напряжение на нагрузке: Udн = 220В
Частота вращения вала двигателя: nн = 2240об/мин
КПД двигателя: ηн = 87%
Допустимое значение основной гармоники тока: ν = 6%
Рисунок 1. Схема мостового управляемого выпрямителя
1. Расчёт и выбор силового оборудования
Расчёт и выбор трансформатора (анодного реактора)
Трансформатор в управляемом выпрямителе служит для согласования напряжения сети с напряжением на нагрузке. В результате расчета трансформатора необходимо определить типовую мощность трансформатора и основные параметры схемы замещения.
Типовой мощностью трансформатора принято считать среднее значение между мощностями, рассчитанными по параметрам первичных S1 и вторичных S2 обмоток. Тогда типовая мощность трансформатора определится:
,
где S1 = m1·U1·I1н, S2 = m2·U2·I2н.
Здесь m1, m2 – число фаз первичной и вторичной обмоток трансформатора (трехфазный);
U1, U2 – действующие значения фазных напряжений первичной и вторичной обмоток трансформатора, В;
I1н, I2н – номинальные действующие значения токов первичной и вторичной обмоток трансформатора, А.
Фазное напряжение U2 вторичной обмотки трансформатора определяется выражением:
,
где Udн – номинальное средневыпрямленное напряжение на нагрузке, В;
Kсх=2.34 –коэффициент трехфазной мостовой схемы выпрямления;
K1=1.05÷1.1 – коэффициент запаса по напряжению сети;
K2=1.05÷1.2 – коэффициент запаса по напряжению, учитывающий неполное открытие тиристоров при максимальном управляющем сигнале;
K3=1.0÷1.05 – коэффициент запаса по напряжению, учитывающий падения напряжения в силовой сети.
.
Действующие значения токов первичной и вторичной обмоток трансформатора и коэффициент трансформации Kтр определяются из следующих соотношений:
;
;
;
,
где U1 = 220 – фазное напряжение питающей сети, В;
Idн – номинальный ток в нагрузке, А;
С=0.817 и B=0.817 – коэффициенты для трехфазного мостового выпрямителя.
;
;
;
.
Вычислим мощности первичной и вторичной обмоток трансформатора:
;
.
Типовая мощность трансформатора:
.
Рассчитаем приведённые к вторичной обмотке активные и реактивные сопротивления одной фаза трансформатора.
,
принимаем по рекомендациям значение , тогда получим
;
,
принимаем по рекомендациям , тогда получим
.
Так как в каталоге на трансформаторы отсутствуют параметры Pка%, Uк%, Rтр, Xтр, то в дальнейших расчетах используем принятые и рассчитанные выше значения.
Расчет катодного дросселя
Пульсации выпрямленного напряжения приводят к пульсациям выпрямленного тока, которые вызывают нежелательные дополнительные потери у потребителя (ухудшение коммутации двигателя и его нагрев). Одним из способов ограничения пульсаций тока является включение в цепь нагрузки катодного дросселя.
В симметричных мостовых и нулевых схемах амплитудные значения гармонических составляющих выпрямленного напряжения Ud(n)m связаны с его средним значением Ud0 следующим выражением:
,
где Ud0 = Kсх·U2 = 2.34·116.5 = 272.7 – напряжение холостого хода
выпрямителя, В; k – кратность гармоники; p – пульсность (для трехфазной мостовой p =6).
В симметричной мостовой и нулевой схемах наибольшую амплитуду имеют основные гармоники (k =1). Амплитуды гармоник более высокой кратности значительно меньше, а действие катодного дросселя на них эффективнее, поэтому расчет ведется только по первой гармонике. При работе УВ на ДПТ Ud(n)m рассчитывается исходя из номинального режима работы выпрямителя (α ≈30°). При работе на RL-нагрузку угол регулирования принимается исходя из требуемого минимального напряжения на нагрузке (т.е. диапазона регулирования напряжения).
Находим амплитуду первой гармоники по формуле:
.
Необходимая индуктивность цепи выпрямленного тока может быть определена по формуле:
,
где ;
.
Получим
.
Определим требуемое значение индуктивности рассеяния фазы трансформатора:
.
Определим значение индуктивности цепи нагрузки:
,
где K=0.1 – коэффициент для компенсированных машин;
− число пар полюсов двигателя;
.
.
Определим требуемую индуктивность сглаживающего дросселя:
.
Так как индуктивность сглаживающего дросселя получилась отрицательная, то катодный дроссель не нужен.
Расчет и выбор тиристоров
Выбор тиристоров производится по следующим параметрам:
− по среднему току в открытом состоянии через тиристор Iос.ср;
− по повторяющемуся импульсному обратному напряжению Uобр.m;
− по ударному неповторяющемуся току в открытом состоянии Iос.уд.
Средний ток через тиристор определяется
,
где − максимальный ток в нагрузке;
а=3 – коэффициент участия тиристора в работе для трёхфазной мостовой схемы.
Средний ток, приведенный к классификационным параметрам тиристора:
,
где − коэффициент запаса по току.
Зная это, получим:
.
Максимальное амплитудное напряжение на тиристоре:
,
где − коэффициент запаса по напряжению;
− линейное действующее напряжение вторичной обмотки трансформатора.
Получим
.
Обратное напряжение на тиристоре:
,
где − коэффициент для трёхфазной мостовой схемы.
Получим
.
Амплитуда базового тока при внешнем КЗ:
.
Определим значение :
.
По рисунку 2 находим i*уд = 0.877.
Далее определяем ударный ток глухого внешнего КЗ для мостовой схемы по формуле:
.
По рассчитанным параметрам выбираем тиристор ТБ 151−100.
Технические параметры выбранного тиристора:
Uпор = 1.15В – пороговое напряжение;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.