1.6.2 Релейная централизация стрелок и сигналов
На промежуточных и крупных станциях для управления стрелками и сигналами с использованием электрической энергии применяют устройства, получившие название электрической централизации стрелок и сигналов.
Электрическая централизация позволяет облегчить труд операторов по переводу стрелок; ускорить приготовление маршрутов по приему и отправлению поездов; расширить радиус действия централизационного поста и охватить управление всеми стрелками и сигналами самой крупной станции из одного поста централизации.
На железных дорогах СССР в качестве типовой принята система релейной централизации (РЦ), в которой все необходимые зависимости и замыкания осуществляются с помощью реле. К основным устройствам РЦ относят следующие: централизационный аппарат с рукоятками и кнопками для управления стрелками и сигналами; светосхему станции с лампочками, показывающими занятость стрелочных участков и путей; реле и другая аппаратура, управляющая стрелками и сигналами и обеспечивающая взаимные зависимости; светофоры входные, выходные и маневровые; стрелочные электроприводы для перевода и замыкания остряков стрелок; кабельные сети для передачи электроэнергии к стрелочным приводам, светофорам и рельсовым цепям; рельсовые цепи для автоматического контроля занятости путей и стрелок; источники питания электроэнергией. Релейная централизация позволяет: сократить время на приготовления маршрутов. Если при ручном управлений стрелками на установку маршрута затрачивалось 6 – 10 мин, то при релейной централизации с маршрутным принципом управления только 5 – 7 с; повысить пропускную способность станции на 50 – 70%, благодаря ускорению установки маршрутов; снизить эксплуатационные расходы за счет уменьшения штата работников службы движения: на каждые 100 централизованных стрелок сокращается 30 – 50 человек; повысить производительность и культуру труда.
Релейную централизацию строят двух типов:
1) для малых промежуточных станций, где применяют раздельное управление стрелками, т. е. каждая стрелка переводится отдельно нажатием кнопок на пульте управления;
2) для крупных участковых станций, где используют маршрутное управление, когда нажатием двух или нескольких кнопок на манипуляторе переводят сразу все стрелки, входящие в маршрут. Такая система получила название маршрутно-релейная централизация (МРЦ); если релейная аппаратура расположена в блоках – блочная маршрутно-релейная централизация (БМРЦ). При раздельном способе управления наиболее сложный маршрут устанавливают за 30 – 40 с, а при маршрутном – за 5 – 7 с.
На малых станциях применяют релейную централизацию:
1) с местными зависимостями и местными источниками питания, когда релейную аппаратуру размещают в релейных будках по концам станции в районах стрелочных горловин, а источники питания в батарейных колодцах (шкафах) по концам станции вблизи от релейных будок;
2) с центральными зависимостями и местными источниками питания, при которых релейная аппаратура находится или в помещении дежурного по станции (ДСП), или в центральной релейной будке, а источники питания – в батарейных шкафах по концам станции.
Крупные и средние станции оборудуют РЦ:
1) с центральными зависимостями, центральными источниками питания и раздельным управлением, когда всю Аппаратуру и источники питания размещают на центральном посту, а стрелками управляют раздельным способом;
2) с центральными зависимостями, центральными источниками питания и маршрутным управлением, когда вся аппаратура и источники питания помещены на центральном посту, а стрелками управляют маршрутным способом.
Общая схема устройств релейной централизации для промежуточных малых станций с раздельным управлением показана на рисунке 16.6.2. У дежурного по станции установлен пульт управления со стрелочными и сигнальными кнопками. На табло пульта управления для части станции с помощью входного светофора устанавливаются маршруты приема, а с помощью выходных светофоров – маршруты отправления.
Рисунок 16.6.2 – Общая схема устройств релейной централизации промежуточной малой станции
Для перевода стрелки и контроля ее положения установлен стрелочный электропривод СП. Вся стрелочная горловина станции и приемоотправочные пути оборудованы электрическими рельсовыми цепями, служащими для контроля занятости путей и стрелок и для исключения возможности перевода стрелки под составом и приема поездов на занятые пути. Кабельные линии проложены от поста централизации ко всем стрелкам, светофорам и рельсовым цепям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.