1. Современные подходы к управлению организацией (системный, ситуационный, процессный)
Системный подход: характеристики внешней среды и ее влияние на организацию, внутренние переменные в организации, принятие решений с учетом взаимосвязи и взаимодействия внешних и внутренних переменных
Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих (системные свойства).
Все организации являются системами, компонентами которой фактически являются люди наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, поэтому организации – это социотехнические системы.
Системы бывают двух типов: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жестко фиксированные границы, ее действия относительно независимы от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжать свое функционирование.
Теория систем: организация состоит из многочисленных подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой. Для того, чтобы применять теорию систем к процессу управления, необходимо определить элементы системы и их влияния на эффективность организации.
Организация – это открытая целеориентированная структура.
Теория управления рассматривает прежде всего информационные процессы, протекающие в управляемых системах, в которых должны быть решены по меньшей мере три задачи:
1. Выполнение программ (если значение управляемых величин изменяется во времени заранее заданным способом).
2. Слежение (когда изменение заданных величин заранее неизвестно, но нужно добиться, чтобы как можно более было обеспечено соответствие x(t) и x(to).
3. Оптимизация (достижение оптимального значения КПД системы).
Внешняя среда – потребители, конкуренты, поставщики, государство, финансовые организации, источник трудовых ресурсов. Внешняя среда оказывает прямое и косвенное воздействие на систему.
Характеристики внешней среды:
- Взаимосвязанность факторов внешней среды – сила, с которой изменение одного фактора сказывается на изменении другого (рост цен на нефть влечет за собой рост цен на другие товары);
- Сложность внешней среды – число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию;
- Неопределенность внешней среды – относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
Внутренние переменные:
- Цели – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь организация,
- Структура – взаимоотношения уровней управления и функций подразделений (взаимоотношение и взаимодействие элементов системы),
- Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее оговоренным способом в заранее установленные сроки,
- Технология – сочетание навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях,
- Люди – индивидуальное поведение людей, поведение в группах, поведение руководителя в роли лидера и его влияние на отдельных людей.
Все внутренние переменные взаимосвязаны:
----Технология -----
! ! !
Люди – Цели – Структура
! ! !
-------Задачи---------
С. п. – это способ мышления по отношению к организации и управлению производством. Организацию необходимо видеть в единстве составляющих ее частей и их взаимосвязей.
Ситуационный подход: «закон сиутации», «нет правильных решений», шаги применения ситуационного подхода
Центральным моментом сит. п. является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.
Сит. п. пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Методологию сит. п. можно объяснить как четырехшаговый процесс:
1. Знание руководителем средств профессионального управления.
2. Предвидение вероятных последствий – как положительных , так и отрицательных – от применения в конкретной ситуации различных управленческих концепций.
3. Правильная интерпретация ситуации (определение наиболее важных факторов и влияния изменения одной или нескольких переменных).
4. Увязывание конкретных приемов, обеспечивающих максимальный эффект в достижении целей организации.
Успех применения сит. п. зависит главным образом от шага 3.
Подход к управлению как процессу: влияние неопределенности будущего на стратегию организации, двойственность и непрерывность функции управления
Управление – это процесс взаимосвязанных непрерывных действий. Акцент делается на взаимосвязи функций управления, каждая функция также рассматривается как некий процесс.
Для всех организаций независимо от вида можно выделить 4 основных функций, объединенных в единый процесс управления:
1. Планирование – функция, предполагающая решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
2. Организация – организовывать – значит создавать некую структуру. Есть много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и достичь своих целей. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.