1. Система управления затратами на основе учетной системы «директ-костинг»
Особенности управленческого учета при применении системы “директ-костинг”
Основной характеристикой учетной системы «директ-костинг» является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
Особенностью управленческого учета при применении этой системы является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов. Такое подразделение затрат позволяет рассчитывать суммы покрытия как разность между ценами реализации и переменными (прямыми) затратами.
Важной особенностью аналитико-управленческого аспекта системы «директ-костинг» является возможность изучать зависимость затрат от объема производства. Для этой цели применяется график безубыточности и его многочисленные модификации. Поскольку в себестоимость продукции включаются только затраты, зависящие от объема продукции, то предприятие может проводить более гибкую политику цен.
Преимущества:
- возможность установления ясной связи и пропорций между затратами и объемом производства;
- определение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и отдельным изделиям позволяет выявить наиболее рентабельные изделия и сформировать оптимальную производственную программу;
- ценообразование на продукцию становится более гибким и эффективным;
- упрощается нормирование, планирование, учет и контроль затрат в части себестоимости продукции;
- облегчается контроль постоянных расходов фирмы, так как они показываются отдельной строкой.
Проблемы:
- трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку большинство из них смешанные;
- директ-костинг не дает ответа на вопрос о полной стоимости продукта (так как постоянные расходы не распределяются);
- ведение учета по сокращенной номенклатуре статей себестоимости не соответствует требованиям отечественного финансового учета и вызывает трудности в отношениях с налоговыми службами;
- в ценообразовании могут возникать трудности, связанные с тем, что цены должны обеспечивать покрытие всех затрат предприятия, а не только переменных затрат.
Аналитико-управленческий аспект системы “директ-костинг”: анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости, прибыли
Существует много вариантов применения графика безубыточности для анализа соотношений объема производства, затрат и прибыли.
Точка критического объема производства (точка безубыточности) лежит на пересечении линий полных затрат (себестоимости) и выручки от реализации продукции (дохода).
Для точки безубыточности характерны следующие соотношения: прибыль равна нулю, постоянные затраты равны маржинальному доходу (сумме покрытия), полные затраты (себестоимость) равны сумме постоянных и переменных затрат и равны выручке (объему продаж в стоимостном выражении).
На основе этого можно определить критическую цену реализации, критическую выручку, критический уровень постоянных затрат.
“Директ-костинг” и политика цен; принятие решений на основе учетной информации системы “директ-костинг”
Применение системы «директ-костинг» при дифференцировании цен для различных сегментов рынка предоставляет больше возможностей и упрощает расчеты.
В системе «директ-костинг» применяют:
- долгосрочный нижний предел цены – показывает, какую цену еще можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и реализацию продукции (равен полной себестоимости изделий);
- краткосрочный нижний предел цены - соответствует цене, покрывающей лишь переменные затраты.
Система «директ-костинг», в которой имеется информация о переменных и постоянных затратах фирмы, позволяет значительно проще рассчитывать последствия снижения или увеличения цен на продукцию с учетом эластичности спроса.
Требуемую величину увеличения объема продаж при снижении цены можно определить по формуле:
DV=DP / (Pr – DP + (1 – Y)C
где D V - требуемая величина объема продаж, необходимая для сохранения прибыли фирмы на прежнем уровне при снижении цены; D P - снижение цены; Pr - прибыль на единицу продукции; Y - доля переменных затрат в общих затратах фирмы при существующем объеме производства (до снижения цены); С - себестоимость (полная) единицы продукции.
При принятии решения о снижения цен необходимо произвести исследование рынка, в том числе изучить эластичность спроса.
При планировании производственной программы фирма стремится обеспечить максимум прибыли. В системе «директ-костинг» критерием отбора является маржинальный доход на единицу продукции.
При формировании производственной программы возможна полная или неполная загрузка производственных мощностей предприятия:
1. При неполной загрузке производственных мощностей задачей формирования производственной программы является исключение из нее убыточных продуктов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.