Вторая причина: такое исследование позволит вам лучше понять себя в результате анализа ваших поступков. А понимание необходимо для того, чтобы лучше управлять собой, лучше использовать свои сильные стороны и усиливать слабые стороны.
Третья причина: навыки наблюдения за своим поведением, анализа поступков и выявление их причин всегда будут полезны вам и в работе, и в жизни.
Объем от 4 до 6 страниц.
Раздел 3. Исследование поведения организации или группы людей в организации.
Такое исследование необходимо для того, чтобы
А) получить навыки проведения исследования в организации
Б) лучше понимать факторы, управляющие поведением людей в организации.
В) лучше понимать поступки людей в организации и управлять ими: поступками и людьми.
Объем от 6 до 8 страниц.
Заключение.
Здесь вам необходимо провести анализ процесса вашей работы и результатов.
Самый простой анализ может быть выполнен как ответы на следующие вопросы:
- была ли данная работа полезна для вас лично и чем именно?
- что вы поняли о себе в процессе выполнения данной работы?
- что вы поняли об организации при выполнении данной работы?
- как вы можете использовать полученные результаты в будущем?
- может ли ваша работа быть опубликована в печати (в Интернет) и почему?
Объем от 3 до 5 страниц.
Общий объем работы не более 25 листов.
Как выполнять работу?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я воспользуюсь алгоритмом: Объект- Предмет – Проблема – (Причина) – Цель – Задача – Тема.
1.Как исследовать собственное поведение
Объектом в данной работе являюсь я сам(а) . Предметом могут являться мои поступки. Но можно выбрать предметом мое поведение в определенных повторяющихся ситуациях. Например:
- ситуации взаимодействия с преподавателем;
- ситуации взаимодействия с начальником;
- ситуации взаимодействуя с подчиненным.
Коротко говоря – как я «веду себя» в данных ситуациях.
Итак, предметом всегда будет поведение человека, организации в определенных ситуациях. Но можно выделить предметом и определенные поступки человека или организации. Попробуйте сами понять – что такое «поступок».
Проблема.
Проблема у нас одна – понять причины тех или иных устойчивых форм поведения субъекта. Например, если в ситуациях с Начальником я постоянно робею, то в чем причина этого? Или – если Начальник постоянно ведет себя со мной грубо – в чем причины такого поведения?
Причина.
Причина – то, что движет человеком, организацией в ситуации. Часто эту движущую силу называют «мотив». Но мне кажется более основательной причиной нужда, потребность, поскольку «мотив» слово иностранное и может иметь много смыслов. А нужда – она и в Африке нужда.
Но двигать человеком могут и его мысли, чувства (страха, например). А также шаблоны, стереотипы.
Цель.
Цель – состояние, которое я хочу получить, в которое хочу придти. Например – состояние понимания себя, своего поведения в определенной ситуации.
Задачи.
Задачи – этапы перехода от данной ситуации к желаемой. Например я могу поставить задачи: понаблюдать за кем –либо в течение определенного времени; проанализировать поступки человека, организации. И так далее.
Тема.
Тема рождается, когда вам понятны проблема, причина, цель.
2.Как исследовать поведение организации
Для того, чтобы исследовать поведение организации хорошо бы иметь банк данных о проявлениях организации в окружающем мире. Но сбор такого банка данных довольно трудное дело, хотя можно найти 3- 5 поступков организации в определенных ситуациях.
Пример 5. В Красном море разбойники захватили очередной корабль. Разные страны по-разному себя ведут при этом известии.
Пример 6. Жаркое, пожарное лето 2010 года. Горят леса вблизи Москвы. А один из начальников спокойно уехал отдыхать. А как себя ведут другие начальники?
Объектом исследования в организации может быть управление, администрация. А может быть какой-то отдел. Предметом будет всегда – их поведение, их активность в определенных ситуациях.
Проблему вы найдете как разницу между ожидаемым поведением – нормальным с определенной позиции, например закона! – и фактическим. Либо как противоречие: должен был реагировать и не среагировал.
Причину можно выяснить либо в процессе наблюдения за субъектом, либо в процессе беседы, интервью с ним.
Тогда можно поставить цель и задачи, определить тему работы.
Возможные ошибки при выполнении работы
Типичная ошибка 1. Вместо результатов наблюдения сообщаются предположения, гипотезы. Например: наблюдаю – учащиеся не посещают уроки английского языка. Сообщаю: у учащихся упал интерес к английскому языку.
Рекомендация: наблюдение имеет результатом фиксация «того, что есть», истины.
Типичная ошибка 2. При анализе результатов наблюдений не докапываются до Настоящей Причины проблемы, останавливаются на полпути.
Пример. Факт: в феврале на крышах образуются сосульки. Анализ требует описания механизма образования сосулек:
· Крыша удерживает Снег
· Солнце нагревает Крышу
· Крыша превращает Снег в Воду
· Холодный воздух замораживает Воду и образуются Сосульки.
Причин образования сосулек две: удержание Снега Крышей, нагрев Крыши Солнцем.
Рекомендация: при анализе нужно проверить – действительно ли найдена истинная причина проблемы.
Как проверить истинность причины проблемы?
Нужно записать формулу закона Причины и Следствия:
ЕСЛИ А, ТО Б, ИНАЧЕ В
Например:
ЕСЛИ крыша удерживает снег, И солнце нагревает крышу, ТО образуются сосульки.
Примечание.
На моем сайте, адрес его дан внизу, в разделе «Студентам» (правое меню МАТЕРИАЛЫ), находятся более или менее хорошие учебники по курсу «Организационное поведение», отобранные мной. Они вам будут нужны для того, чтобы написать теоретическую часть.
Успехов!
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.