Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный технический университет
Балаковский институт, техники, технологии и управления
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА МОДЕЛЯХ
Методические указания к выполнению лабораторной работы
по дисциплине «Электромеханические системы» для студентов
специальности 220201 всех форм обучения
Одобрено
редакционно-издательским советом
Балаковского института техники,
технологии и управления
Балаково 2010
| 
 | 
Параметры двигателя постоянного тока, такие как электромагнитная и механическая постоянные времени, коэффициенты момента и ЭДС могут быть определены по заводскому формуляру двигателя и сняты экспериментально. При чем по паспортным данным параметры определяются приближенно, так как не учитываются сопротивления трансформаторов, полупроводниковых приборов и т.д., а также инерция движущихся масс, приведенных к валу двигателя. Экспериментальные методы, основанные на анализе осциллограмм тока и скорости, дают более точные результаты.
Цель работы: с использованием виртуальных моделей, реализованных в пакете MatLab определить параметры двигателя постоянного тока.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
На основании паспортных данных коэффициенты ЭДС kЕ и момента kМ рассчитываются по формулам, исходя из номинальных параметров двигателя:
| 
 | (1) | 
| 
 | (2) | 
Соответственно электромагнитная ТЭ и механическая ТМ постоянная времени:
| 
 | (3) | 
| 
 | (4) | 
Входящие в выражения RЯ и LЯ определяются в замкнутой электрической цепи, состоящей из трансформатора, силовых полупроводниковых приборов, подводящих шин и т.д. Поэтому паспортные данные должны быть откорректированы с учетом параметров цепи. Это же замечание относится и к моменту инерции J, который должен учитывать все движущиеся массы, приведенные к валу двигателя.
Для их более точного определения существуют экспериментальные методы, основанные на анализе осциллограмм тока и скорости. Из всего многообразия методов, рассмотрим интегральный экспериментальный метод, связанный с определением площадей. Такой метод обладает повышенной помехоустойчивостью и позволит построить виртуальный аналог в пакете MatLab. Создав виртуальную модель двигателя и виртуальное устройство для определения постоянных времени, то есть математическую модель, можно отработать на данной модели последовательность действий натурного эксперимента.
Основы метода рассмотрим на объекте с передаточной функцией второго порядка
| 
 | (5) | 
где k, Т1, Т2 – параметры объекта, определяемые на основе переходных
процессов.
Коэффициент усиления kопределяется в установившемся режиме как отношение
| 
 | (6) | 
где Δх, Δy – приращения входного и выходного сигналов.
Для определения коэффициентов при первой и второй производной передаточной функции (5) найдем преобразование Лапласа от выражения
| 
 | (7) | 
где yУСТ, yТ – установившееся и текущей значение выходного сигнала.
Представим е-рt рядом Тейлора и, приравнивая левые и правые части выражения (7) при одинаковых степенях р, получим
| 
 | (8) | 
Из (8) имеем
| 
 | (9) | 
| 
 | (10) | 
Если исследуемое звено содержит одну постоянную времени, то она определяется по выражению (9), а если две, то по выражениям (9) и (10).
Рассмотрим применение данного метода к определению параметров ДПТ. Рассмотрим дифференциальное уравнение, связывающее изменение угловой скорости при ступенчатом приложении напряжения:
| 
 
 
 | (11) (12) (13) | 
Интегрируя уравнение (11) от 0 до ∞, получим:
| 
 | (14) | 
Учитывая начальные условия (12), из (14) находим:
| 
 | (15) | 
Электромагнитная постоянная времени ТЭ может быть определена несколькими методами. Наиболее простой – это обработка переходной функции (изменение тока) на неподвижном (заторможенном) ДПТ. В этом случае ТМ =0 переходные процессы в двигателе описываются дифференциальным уравнением первого порядка
| 
 | (16) | 
Для этого при эксперименте следует отключить обмотку возбуждения и наложить тормоз на вал двигателя для исключения резкого роста оборотов за счет сохранения остаточного намагничивания, связанного с гистерезисом. Обработав изменение тока во времени, определяют ТЭ известными методами, например, методом площадей.
При определении ТЭ следует учитывать два обстоятельства, вносящие ошибку при определении постоянной:
- двигатель получает напряжение от тиристорного преобразователя, который вносит запаздывание, которое не учтено в выражении (11);
- при возрастании тока якоря в начальный период наблюдается нестационарный режим (режим прерывистых токов).
Учитывая это, ТЭ следует определять на участке, обеспечивающем стационарность процесса по выражению
| 
 | (17) | 
где t1 , t2 – время включения и отключения интегратора;
I1, I2 – токи, соответствующие началу и концу рабочего участка.
Выражение (12) отличается от (9) и требует в устройство для определения ТЭ ввода двух пороговых блока. При достижении тока уставки I1 (соответствующий началу рабочего участка) включается интегратор, и при достижении I2 (соответствующий концу рабочего участка), интегратор выключается.
Можно определить ТЭ и на вращающемся двигателе. Метод более оптимален, так как на заторможенном двигателе за счет остаточного намагничивания существует опасность запуска двигателя с обесточенной обмоткой возбуждения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.