Кроме того, во II классе возраста в Тульских засеках проводят прореживание преимущественно низового типа в чистых дубняках и верхового типа, с уборкой мешающих лиственных пород, в смешанных дубравах. При этом вырубается около 10% запаса древесины. В III классе возраста и позднее назначают рубки также разных методов, в зависимости от состава дубрав, и вырубают каждый раз от 10 до 40% запаса древесины.
Система рубок ухода, состоящая последовательно из коридорного осветления, омоложения мягко лиственных парод и кустарников, прореживания и проходных рубок по низовому или верховому методу, получила известность у нас и за границей под названием системы методов или просто метода Тульских засек (см. рис. 126). Этот метод оправдал себя на практике, так как привел к восстановлению господства дуба, вытесненного в прошлом столетии осиной и другими породами как в культурах, так и в естественных древостоях.
3.4. Что сказано об уходе за лесом в «Основах лесного законодательства».
Выращивание высокопродуктивных здоровых насаждений оптимального породного состава и густоты требует регулярных уходов. Главнейшее мероприятие комплекса — рубки ухода. В системе всех работ, выполняемых в лесхозах, они занимают второе место по затратам труда и средств после рубок главного пользования. Рубки ухода за лесом проводят в молодняках, средневозрастных и приспевающих древостоях от I до IV класса возраста; иногда сюда относят насаждения V и VI классов, расположенные в зеленых зонах, где установлены высокие возрасты рубок главного пользования (VI—VII классы). Задачи рубок ухода за лесом следующие:
1. Обеспечение желательного видового
состава молодняков, включая
лесные культуры, с преобладанием
хвойных и твердолиственных пород, а в
ряде случаев березы к возрасту спелости.
2.
Оставление на
доращивание ко времени главной рубки наиболее
ценных деревьев в
насаждениях с тем, чтобы солнечная радиация и
питательные вещества почвы доставались лучшим
экземплярам.
3. Поддержание
оптимальной густоты древостоев, повышение
устойчивости их против
неблагоприятных факторов — снеголома и
ветровала, энтомовредителей,
болезней.
4. Селекционный отбор лучших деревьев в пределах главных пород.
5. Сокращение сроков
выращивания крупных, ценных сортиментов
древесины.
6. Получение
дополнительной древесины с помощью прореживаний и
проходных рубок.
Рубки ухода за лесом получили и второе название — рубки промежуточного пользования. С помощью рубок ухода решают также другие задачи: создание ветрозащитных опушек, семенных участков для заготовки семян, формирование красивых ландшафтов в лесах зелёных зон, выращивание новогодних ёлок и др.
4.2. Противопожарные меры при безогневой очистке мест рубок.
Очистка лесосек — обязательная часть лесозаготовительного процесса.
С лесоводственной точки зрения эта важная мера для достижения трех целей: 1) уменьшения пожарной опасности; 2) улучшения санитарного состояния леса; 3) создания благоприятных условий для естественного и искусственного возобновления.
Существуют три способа очистки лесосек: огневой, безогневой и комбинированный.
Безогневой способ имеет следующие четыре разновидности: 1) укладывание сучьев на трелевочные волоки и внимание их в почву при проходах трелевочного трактора; 2) разбрасывание измельченных до 0,7—1 м сучьев и вершин по площади вырубки на бедных сухих почвах; 3) сбор в кучи и валы без сжигания на сырых почвах; 4) сбор порубочных остатков для переработки в корма и щепу.
Разбрасывание порубочных остатков по площади вырубки полезно на бедных песчаных сухих и свежих почвах.
Безогневой способ так же применяется при наличии достаточного количества жизнеспособного подроста ценных хвойных пород, для последующего лесовозобновления.
После проведения очистки лесосеки, трактором с лесным плугом проходят по контуру лесосеки, создавая тем самым минерализованную полосу, которая в свою очередь в случае возгорания на лесосеке может предотвратить дальнейшее распространение огня.
Библиографический список
1. Основы лесного законодательства. – М., 1977.
2. Мелехов И. С. Лесоведение (учебник). – М.. 1980.
3. Ткаченко М. Е. Общее лесоводство (учебное пособие). – М.-Л., 1955.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.