Подготовка специалистов по созданию технологической оснастки в компьютерной среде, страница 2


Стрелка вправо: 1
 


Рис. 1. Участие отдельных компонентов компьютерной среды в ходе обучения

Здесь: 1 - Ввод и подготовка данных,        2- Проектирование и моделирование;

                3 - Подготовка управляющих программ и их визуализация;

                4 - Обработка                                5 - Контроль обработки

Обратившись в представительство фирмы DELCAM plc в Москве, было получено не только согласие на предоставление лицензионного программного обеспечения (10 инсталляций), но и огромное желание всесторонне участвовать в процессе подготовки учебного процесса.

В качестве объекта моделирования для лабораторного практикума были выбраны  бутылки, которые имеют разную форму (от простой до очень сложной), их производство относится к классу высокотехнологичных. Подтверждением этому является цикл статей в журнале «САПР и Графика», посвященных производству оснастки для PET-тары в графических системах Catia, Pro/E, Adem.

Подпись: Рис.2. Вариант эскиза бутылкиДо начала лабораторных занятий студенты получают задание к курсовому проекту в виде эскиза бутылки. По согласованию с фирмой «Продвижение» [8] был использован каталог продукции, содержащий более 300 наименований флаконов разной конфигурации (рис. 2). Это позволило сделать работу индивидуальной для каждого студента. Дисциплина включает 8 лабораторных работ общим объемом 32 часа. Весь лабораторный цикл разбит на следующие этапы:

-        проектирование трехмерной модели флакона в системе гибридного моделирования Power SHAPE (рис. 3);

Рис.3. Чертеж вставки

 
подготовка комплекта конструкторской документации: чертежи, спецификации, сборки и т.д. (PS-Draft) (рис. 4);

-  подготовка управляющих программ к станкам с ЧПУ для получения формообразующих поверхностей вставок пресс-формы (рис. 5, 6).

На первых занятиях студенты получают базовые знания по работе с системой трехмерного моделирования, знакомятся с интерфейсом, осваивают методику каркасного, поверхностного, твердотельного моделирования. В помощь учащимся предоставляется набор методических пособий по программам фирмы DELCAM. Вопросы, оказавшиеся наиболее сложными для понимания, отдельно рассматриваются на семинарских занятиях.

Подпись: Рис.3. Трехмерная модель флакона

Рис. 4. Чертеж вставки

 


Подпись: Рис.3 Чертеж вставки.Далее учащимся предоставляется два лабораторных занятия для выполнения проекта по индивидуальному заданию. Создается трехмерная модель бутылки, формируется линия разъема пресс-формы, назначаются технологические уклоны и т.д. В итоге должна получиться вставка пресс-формы для изготовления бутылки.

Конечно, пресс-формы, получаемые студентами, «условны», но в данном курсе и не ставится задача ознакомления студентов со всеми особенностями технологии переработки полимеров. Цель курса рассмотреть лишь этапы использования трехмерных систем при создании технологической оснастки (на рис. 1 эти этапы выделены жирным шрифтом).

Завершающим этапом деятельности студента при работе с CAD-системой является подготовка пакета конструкторской документации в модуле PS-Draft.

Затем студент переходит к работе с CAM-системой Power MILL. При помощи знаний, полученных на лекционных и семинарских занятиях, анализируются разнообразные виды стратегий обработки вставок пресс-формы, позволяющие обрабатывать те или иные участки заготовки. Они сравниваются между собой по ряду технологических параметров: качество получаемой поверхности, Подпись: Рис. 5. Окно программы PowerMILL количество недоработанных участков, затраченное машинное время и т.д. С помощью преподавателя, обосновав выбор того или иного вида обработки и технологического оборудования, студент генерирует конечную управляющую программу по индивидуальному заданию с учетом постпроцессора для выбранной стойки ЧПУ.

Подпись: Рис. 6. Пример управляющей программы для станка с ЧПУПоследние два занятия из лабораторного цикла предоставляются для самостоятельной работы по оформлению курсового проекта и подготовке к его защите. Общая структура построения лабораторных работ приведена на рис. 7.

В процессе защиты курсового проекта, учащиеся отвечают на ряд вопросов, направленных на выявление глубины знаний изучаемой дисциплиной. Одновременно им предлагается написать отзыв по прослушанной дисциплине.

На основании этих отзывов нами были сделаны выводы о том, что молодые специалисты не только осознают актуальность проблемы автоматизации производства, но и видят для себя необходимость в изучении компьютерных систем, аналогичных продукту фирмы DELCAM, а так же, хотели бы получить возможность отработать управляющие программы для станков с ЧПУ на современном оборудовании. В нашем случае для учебного процесса используются станки фирмы «Roland».

Подпись: Рис. 7. Структура проведения лабораторных работ