Лабораторная работа.
Определение содержания противоводокристаллизационной (ПВК) жидкости в топливе.
Цель работы: определить содержание ПВК жидкости в топливе.
Теоретическое введение.
Все углеводороды обладают гигроскопичностью, т. е. способностью растворять в себе воду. Растворимость воды в топливе зависит от химического состава, молекулярной массы углеводородов, влажности и температуры воздуха и атмосферного давления. Меньше всего воды растворяется в парафиновых углеводородах, больше всего — в ароматических и непредельных. С повышением молекулярной массы всех углеводородов растворимость воды уменьшается. С увеличением влажности воздуха, температуры и атмосферного давления растворимость воды в топливе возрастает.
Молекулы воды не вступают в химическое взаимодействие с молекулами углеводородов и удерживаются и топливе, т. е. молекулы воды находятся в межмолекулярном пространстве углеводородов. Такие растворы называют ограниченными. Они обладают обратимой гигроскопичностью, т. е. свойством поглощать в себя (растворить) или выделять (испарять) при изменении условий некоторое количество влаги. Существуют растворы с необратимой гигроскопичностью, когда вещества неограниченно растворяются друг в друге с образованием устойчивых химических связей, например, водно-спиртовые растворы. В этом случае вода не выделяется в свободном состоянии даже при резких колебаниях температуры и давления.
Вода в топливах может находиться в трех состояниях: растворенном, эмульсионном и свободном.
Топлива отличаются незначительной гигроскопичностью.
Количество растворенной воды в топливе ничтожно мало.
Главная опасность от присутствия эмульсионной воды заключается в том, что она может вызывать обмерзание фильтров и нарушить работу топливной системы ВС. Мельчайшие капельки воды склонны к сильному переохлаждению (капельки диаметром 10 мкм переохлаждаются до минус 400С). Такие капельки воды, сталкиваясь с твердой поверхностью фильтров, мгновенно превращаются в лед, вызывая обмерзание сетки фильтра. Кроме того, вода отрицательно влияет на работу топливомеров, различных клапанов, дренажной системы, топливорегулирующей аппаратуры. Кристаллы льда задерживаются на фильтрующих перегородках топливных систем, что приводит вначале к частичной, а потом и полной забивке фильтров, т. е. к прекращению подачи топлива в двигатель.
Вода попадает в топливо извне в виде инея, осыпающегося со стенок резервуаров и баков самолета и находится в свободном состоянии. Отстойная (свободная) вода вызывает также механические повреждения покрытий и швов топливных баков.
Учитывая большое влияние воды на надежность работы топливных систем, содержание ее в топливах при заправке ограничивают не более 0,003 % (т. е. 30 г/т). Для снижения содержания свободной воды топливо обезвоживают в фильтрах-сепараторах, а при температуре наружного воздуха в месте вылета плюс 5°С и ниже, полетах за полярный круг и полетах продолжительностью более 5 ч для предотвращения кристаллообразования воды в топливо вводят противоводокристаллизационные присадки — этилцеллозольв (жидкость «И»), этилцеллозольв и метанол, взятые в равных весовых частях (жидкость «И-М») тетрагидрофурфуриловый спирт (жидкость «ТГФ») и их смеси 1:1 с метанолом (жидкость «ТГФ-М»). Эти присадки взаимодействуют с водой, образуя низкозамерзающие растворы, предотвращая кристаллизацию (и частично конденсацию) воды в интервале эксплуатационных температур.
Присадки вводят в количестве от 0,1 до 0,3% в зависимости от типа ВС и характера рейса.
Жидкость «И» применяется для военных самолетов, жидкости «И-М», «ТГФ», «ТГФ-М» - для воздушных судов гражданской авиации.
В настоящее время жидкости «ТГФ», «ТГФ-М» не применяются.
Для определения содержания ПВК жидкостей в топливах применяется рефрактометрический, бихроматный и экспресс-метод.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.