Под реальным богатством понимают отношение номинального богатства, выраженного в денежной форме к общему уровню цен. (M/P).
Если уровень цен повышается, то реальное богатство уменьшается, потребительский спрос падает, и величина AD уменьшается.
Если P↑→M/P↓→C↓→величина AD↓.
3. Эффект импортных закупок (Манделла-Флеминга).
Если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся дороже для иностранцев и экспорт сохраняется, импортные товары становятся дешевле для граждан данной страны, следовательно, чистый экспорт сокращается, и величина AD уменьшается.
Если P↑→экспорт→импорт→Xn↓→величина AD↓.
При изменении уровня цен изменяется величина AD, и мы двигаемся вдоль кривой AD – это ценовой фактор.
Если действует неценовые факторы (уровень цен не изменяется), то сдвигается сама AD.
1. Изменение в потребительских расходах (G).
а) благосостояние потребления;
б) ожидания потребителя:
- ожидание изменения доходов в будущем;
- ожидание изменения уровня цен;
в) налоги на доходы;
г) трансфертные платежи;
д) задолжность потребителя;
е) ставка процента по потребительскому кредиту;
ж) количество потребителей по стране.
2. Изменение в инвестиционных расходах (I).
а) ставка процента;
б) ожидание производителей (ожидаемая норма прибыли);
в) величина дохода производителя (чем больше доходов, тем больше инвестиций и AD увеличивается);
Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями.
г) налоги (налоги ↑→инвестиции→AD↓).
д) трансферты в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита стимулируют инвестиционный спрос;
е) технологии (появление новых, более производительных технологий ведет к росту инвестиционных расходов и росту AD);
ж) избыточное производство мощности (простой производства, т.е. I↓→AD↓);
з) величина запаса капитала фирм (если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут инвестировать. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос).
3. Изменение в государственных расходах (G).
Если происходит увеличение государственных расходов, то и AD увеличивается, если государственные расходы уменьшаются, то и AD уменьшается.
4. Расходы на чистый экспорт (Xn).
а) величина ВНП и НД в других странах.
Если ВНП и НД в иностранном секторе увеличивается, то спрос на
товары и услуги данной страны тоже увеличивается, экспорт увеличивается, чистый экспорт увеличивается и, следовательно, AD увеличивается.
б) ВНП и НД в данной стране.
Если ВНП и НД увеличивается, то спрос на товары другой страны увеличивается, экспорт уменьшается, импорт увеличивается, чистый экспорт уменьшается и, следовательно, AD уменьшается.
в) обменный курс национальной денежной единицы.
Обменный курс – это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой страны.
Курс рубля повышается, доллар понижается, следовательно, американские товары дешевле, импорт повышается, экспорт понижается, чистый экспорт понижается и, следовательно, AD понижается.
Из уравнения количественной теории денег или уравнения Фишера получаем два неценовых фактора.
1. Величина массы денег в обращении.
MV=PY
Y=MV/P
Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические субъекты увеличивают свои расходы (потребители, государство и др.). Рост совокупных расходов приводит к росту AD, при этом рост предложения денег снижает ставку процента.
2. Скорость обращения денег.
Если объем увеличивается, то AD увеличивается, т.к. каждая денежная единица при неизменном количестве денег в обращении будет совершать больше оборотов и обслуживать больше сделок, что эквивалентно росту величины денежной массы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.