Так как сопротивления проводов выбираются такими, чтобы падение напряжения на них при номинальном токе не превышало 0,02 Uн, то из (6.48) следует, что даже при допустимой расстройке регуляторов U01 — U02 = 0,02Uн при разомкнутой уравнительной цепи поперечный ток
а разность токов может достигать номинального значения
Согласно (6.47) и (6.48) отношение поперечных токов
Таким образом, при наличии уравнительной цепи нагрузка распределяется между генераторами более равномерно. Через уравнительные обмотки протекает ток в направлении, при котором напряжение более нагруженного генератора уменьшается, а менее Загруженного увеличивается, вследствие чего установившаяся разность токов нагрузки получается относительно небольшой.
При неравенстве напряжений настройки регуляторов поперечный ток, как это видно из формулы (6.46), не зависит от тока нагрузки и для данной расстройки регуляторов (U01 — U02) является постоянным (рис. 6.18). Даже при отсутствии нагрузки во внешней цепи генераторов существует некоторый поперечный ток Iq. При U01 > U02 и Iнагр = 0 первый генератор работает в генераторном режиме с током нагрузки Iq,. Второй генератор при этом работает в двигательном режиме, и ток Iq является для него током потребления (обратным током).
2. Влияние неравенства сопротивлений плюсовых участков генераторных цепей (U01 = U02 = U0; Rб1 = Rб2 = Rб; Ry1 = Ry2 = Ry ; R+1 ≠ R+2. В условиях эксплуатации возможно нарушение неравенства сопротивлений этих участков по следующим причинам:
вследствие ухудшения состояния контактных соединений одного из участков в местах присоединения провода к шине, шунту амперметра или зажимам реле обратного тока;
при увеличении переходного сопротивления контактов контактного реле обратного тока при загрязнении, окислении или обгорании контактных поверхностей. Ввиду того что сопротивления этих участков проводов весьма малы и обычно для систем, рассчитанных на большие токи, измеряются тысячными долями Ома, всякое ухудшение состояний контактных соединений может привести к значительной разности между сопротивлениями этих участков.
При U01 = U02 = U0; Rб1 = Rб2 = Rб; Ry1 = Ry2 = Ry и при R+1 > R+2 из выражения (6.46) следует:
.
Значение тока Iq для рассматриваемого случая находится в линейной зависимости от тока нагрузки, и, следовательно, при параллельной работе распределение нагрузки между генераторами характеризуется прямыми, изображенными на рис. 6.18, б для случая R+1 > R+2.
При разомкнутой цепи уравнительных обмоток поперечный ток
Отношение поперечного тока Iq при замкнутой уравнительной цепи к поперечному току I'q при разомкнутой уравнительной цепи
(6.49)
Таким образом, влияние неравенства сопротивлений положительных участков генераторных цепей на распределение нагрузки между параллельно включенными генераторами относительно невелико благодаря эффективному выравнивающему действию уравнительных обмоток регуляторов напряжения.
3. Влияние неравенства балластных сопротивлений (U01 = U02 = U0; R+1 = R+2 = R+; Ry1 = Ry2 = Ry и Rб1 > Rб2). В процессе эксплуатации условие равенства балластных сопротивлений может быть нарушено вследствие ухудшения контакта в месте присоединения минусового провода одного из генераторов к шине (или к корпусу самолета) при ослаблении зажима и окислении соприкасающихся поверхностей, а также в результате неодинаковых условий нагрева или охлаждения балластных сопротивлений.
При Rб1 > Rб2 согласно (6.46)
Из этого выражения следует, что для случая Rб1 > Rб2 поперечный ток находится в линейной зависимости от тока нагрузки (рис. 6.18, а). При соответственно одинаковом неравенстве участков генераторных цепей поперечный ток при неравенстве балластных сопротивлений значительно больше, чем при неравенстве положительных цепей, так как α >> (Ry + Rб). При неравенстве балластных сопротивлений по уравнительной цепи протекает ток в направлении, при котором напряжение первого, менее нагруженного генератора понижается, а напряжение второго более нагруженного генератора повышается.
При разомкнутой уравнительной цепи . Это означает, что уравнительные обмотки при неравенстве балластных сопротивлений не способствуют равномерному распределению нагрузки между параллельно работающими генераторами, наоборот, распределение нагрузки в этом случае становится более неравномерным, чем при разомкнутой уравнительной цепи. Так как балластные сопротивления для систем, рассчитанных на большие нагрузки, весьма малы, то всякое ухудшение состояния контактных соединений между шинами или массой самолета и минусовым выводом одного из генераторов может привести к существенной разности этих сопротивлений, т. е. к значительной неравномерности распределения тока между генераторами при больших нагрузках сети. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо тщательно наблюдать за состоянием минусовых цепей генераторов.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы условия включения синхронного генератора на параллельную работу?
2. Как изменяется синхронизирующая мощность генератора с увеличением его нагрузки?
3. Почему измерители активных и реактивных мощностей работают правильно лишь при равномерной нагрузке фаз генератора?
4. От каких факторов зависит угол опережения при включении генератора на параллельную работу?
5. По какому методу будет распределяться нагрузка между двумя параллельно работающими генераторами постоянного тока, если произойдет обрыв уравнительной цепи?
6. Как изменится напряжение параллельно работающих генераторов, если их уравнительная шина замкнется на корпус ВС?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.