Конвертирование медного штейна. Расчет материального и теплового балансов, воздухоподводящей системы горизонтального конвертера, страница 5

На наших заводах в настоящее время конвертирование ведется почти исключительно на воздушном дутье. За рубежом часто применяют дутье, обогащенное кислородом. Это позволяет расширить тепловые ресурсы процесса и перерабатывать значительное количество рудных материалов, т.е. частично превратить конвертер в плавильный агрегат.

1.2.  Устройство и работа конвертера

Для практического осуществления процесса конвертирования медных штейнов почти повсеместно используют горизонтальные конвертеры.

Горизонтальные конвертеры имеют большие преимущества по сравнению с применявшимися ранее вертикальными конвертерами. Они имеют значительно большую емкость и обеспечивают равномерное распределение воздуха и большой коэффициент его использования.

Горизонтальный конвертер представляет собой цилиндрический поворотный аппарат периодического действия.

Корпус конвертера 4 выполнен из лис­товой стали марок СтЗ и 09Г2С толщиной 36 мм. Днища 1 корпуса имеют толщину 32 мм и усилены кольцевыми и поперечными балками жесткости. Крышки соединены с корпусом стяжными шпильками с затяжкой гаек через пружины 8, сжатие которых компенсирует температурное расширение футеровки 17 при ее разогреве. В крышках предусмотрено по два люка для размещения горелок и ре­монтных работ. Корпус усилен накладками 7 в местах его установки в бандажи и под горловиной в фурменной зоне.

Горловина 18 служит для выхода газов, загрузки и раз­грузки конвертера. Ее устанавливают на корпусе под уг­лом до 30° к вертикали и выполняют из стального и чугунного литья (25Л, 35Л, ЖЧХ—1,5, СЧ21—40 и др.). Для защиты фурм от брызг штейна, шлака и пыли, а также для лучшей герметизации горловины предусмотрены защитные кожухи-фартуки 5.

Для футеровки конвертера применяют магнезитовый и хромомагнезитовый кирпич. Толщина футеровки 280 — 380 мм, а в области фурменного пояса ее увеличивают до 450 — 800 мм. Для компенсации температурного расшире­ния футеровки применяют засыпку магнезитовым порош­ком толщиной 100 мм. Засыпка располагается между кор­пусом и футеровкой.

Бандажи 2 отливают из стали 35Л, 45Л, они могут быть разъемными и цельными. Как правило, бандажи имеют двутавровый профиль высотой 600 —1000 и шири­ной 300 — 350 мм. Один из бандажей 9 отливают заодно с приводным венцом 10. Бандажи присоединяют к корпусу с помощью клиньев и шпонок. После выверки положения корпуса к нему приваривают клинья. Опорные ролики 20 парами крепят на балансирах 25 с цилиндрической шар­нирной пятой 21, установленной на чугунных подушках 24. С помощью стяжных шпилек 23 регулируется взаимное положение подушек, обеспечивающее горизонтальность оси конвертера и требуемый зазор в зубчатой передаче. Опор­ные ролики устанавливают на роликоподшипниках в разъ­емных подушках, что позволяет сравнительно просто ре­монтировать ролики и их опоры.

Шарнирной связью балансиров нагрузка равномерно распределяется по всем роликам и повышает надежность работы всей конструкции. Для крупных конвертеров на­грузка на ролик достигает 7,5 МН и поэтому ролики из­готовляют диаметром не менее 650 мм из сталей 25Л, 35Л, 45 и 55Л.

В горизонтальных конвертерах опоры устанавливают под углом 30° к вертикали. Их смазка осуществляется от маслостанции.

Поворотный механизм конвертера состоит из основного 16 и аварийного 18 приводов. Основной привод включает асинхронный электродвигатель (типа МТМ-612-10 мощ­ностью 50 кВт для конвертера вместимостью 80 т), трех­ступенчатый цилиндрический редуктор 15 (передаточное число i = 100), зубчатую муфту 12, подвенцовую шестерню 22 и зубчатый венец 10. Модуль открытой зубчатой пере­дачи составляет 24—36 мм и i = 8. Материалом для изго­товления подвенцовой шестерни служат стали 45, 45Л, 45ХН и 50Л, для зубчатого венца — литейные стали 35Л и 45Л.

Для фиксированной остановки конвертера в любом по­ложении в линии привода предусмотрены два тормоза 14 постоянного тока (типа ТКП-400). В состав привода вхо­дит аварийный электродвигатель со своим источником пи­тания    (аккумуляторной батареей). С помощью этого электродвигателя конвертер  выводится в устойчивое без­опасное положение при отключении подачи электроэнер­гии или выхода основного электродвигателя из строя. Для крупных   конвертеров  применяют  двигатель   постоянного тока ДП-52 мощностью 32 кВт. При нормальной работе конвертер поворачивается с частотой вращения 0,7 мин-1.