На наших заводах в настоящее время конвертирование ведется почти исключительно на воздушном дутье. За рубежом часто применяют дутье, обогащенное кислородом. Это позволяет расширить тепловые ресурсы процесса и перерабатывать значительное количество рудных материалов, т.е. частично превратить конвертер в плавильный агрегат.
Для практического осуществления процесса конвертирования медных штейнов почти повсеместно используют горизонтальные конвертеры.
Горизонтальные конвертеры имеют большие преимущества по сравнению с применявшимися ранее вертикальными конвертерами. Они имеют значительно большую емкость и обеспечивают равномерное распределение воздуха и большой коэффициент его использования.
Горизонтальный конвертер представляет собой цилиндрический поворотный аппарат периодического действия.
Корпус конвертера 4 выполнен из листовой стали марок СтЗ и 09Г2С толщиной 36 мм. Днища 1 корпуса имеют толщину 32 мм и усилены кольцевыми и поперечными балками жесткости. Крышки соединены с корпусом стяжными шпильками с затяжкой гаек через пружины 8, сжатие которых компенсирует температурное расширение футеровки 17 при ее разогреве. В крышках предусмотрено по два люка для размещения горелок и ремонтных работ. Корпус усилен накладками 7 в местах его установки в бандажи и под горловиной в фурменной зоне.
Горловина 18 служит для выхода газов, загрузки и разгрузки конвертера. Ее устанавливают на корпусе под углом до 30° к вертикали и выполняют из стального и чугунного литья (25Л, 35Л, ЖЧХ—1,5, СЧ21—40 и др.). Для защиты фурм от брызг штейна, шлака и пыли, а также для лучшей герметизации горловины предусмотрены защитные кожухи-фартуки 5.
Для футеровки конвертера применяют магнезитовый и хромомагнезитовый кирпич. Толщина футеровки 280 — 380 мм, а в области фурменного пояса ее увеличивают до 450 — 800 мм. Для компенсации температурного расширения футеровки применяют засыпку магнезитовым порошком толщиной 100 мм. Засыпка располагается между корпусом и футеровкой.
Бандажи 2 отливают из стали 35Л, 45Л, они могут быть разъемными и цельными. Как правило, бандажи имеют двутавровый профиль высотой 600 —1000 и шириной 300 — 350 мм. Один из бандажей 9 отливают заодно с приводным венцом 10. Бандажи присоединяют к корпусу с помощью клиньев и шпонок. После выверки положения корпуса к нему приваривают клинья. Опорные ролики 20 парами крепят на балансирах 25 с цилиндрической шарнирной пятой 21, установленной на чугунных подушках 24. С помощью стяжных шпилек 23 регулируется взаимное положение подушек, обеспечивающее горизонтальность оси конвертера и требуемый зазор в зубчатой передаче. Опорные ролики устанавливают на роликоподшипниках в разъемных подушках, что позволяет сравнительно просто ремонтировать ролики и их опоры.
Шарнирной связью балансиров нагрузка равномерно распределяется по всем роликам и повышает надежность работы всей конструкции. Для крупных конвертеров нагрузка на ролик достигает 7,5 МН и поэтому ролики изготовляют диаметром не менее 650 мм из сталей 25Л, 35Л, 45 и 55Л.
В горизонтальных конвертерах опоры устанавливают под углом 30° к вертикали. Их смазка осуществляется от маслостанции.
Поворотный механизм конвертера состоит из основного 16 и аварийного 18 приводов. Основной привод включает асинхронный электродвигатель (типа МТМ-612-10 мощностью 50 кВт для конвертера вместимостью 80 т), трехступенчатый цилиндрический редуктор 15 (передаточное число i = 100), зубчатую муфту 12, подвенцовую шестерню 22 и зубчатый венец 10. Модуль открытой зубчатой передачи составляет 24—36 мм и i = 8. Материалом для изготовления подвенцовой шестерни служат стали 45, 45Л, 45ХН и 50Л, для зубчатого венца — литейные стали 35Л и 45Л.
Для фиксированной остановки конвертера в любом положении в линии привода предусмотрены два тормоза 14 постоянного тока (типа ТКП-400). В состав привода входит аварийный электродвигатель со своим источником питания (аккумуляторной батареей). С помощью этого электродвигателя конвертер выводится в устойчивое безопасное положение при отключении подачи электроэнергии или выхода основного электродвигателя из строя. Для крупных конвертеров применяют двигатель постоянного тока ДП-52 мощностью 32 кВт. При нормальной работе конвертер поворачивается с частотой вращения 0,7 мин-1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.