Задания и методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по истории экономики, страница 4

Цель практических занятий по истории экономики – акцентировать внимание студентов на наиболее актуальных и сложных для усвоения основополагающих проблем курса.

Задачи занятий:

–  закрепление лекционного материала;

–  выработка у учащихся навыков самостоятельной работы с научной литературой;

–  формирование у студентов собственной оценки вариантов хозяйственного развития разных народов и государств в ходе исторической эволюции.

Наиболее распространенной формой проведения практических занятий является семинар, на котором студенты выступают с устными докладами по вопросам, раскрывающим тему занятия. После завершения доклада предполагается его обсуждение.

Для того, чтобы подготовить доклад, учащийся должен ознакомиться с учебной и дополнительной литературой по выбранной теме. На основании этих источников составляется конспект доклада. Выступление с докладом предполагает устное изложение подготовленного материала  с использованием конспекта. Время доклада должно занимать 10-15 мин. На обсуждение доклада, в ходе которого аудитория задает вопросы и высказывает свою точку зрения на  изложенный материал, отводится 5-7 мин.

Формой проведения практических занятий может быть подготовка рефератов как в письменном виде, так и в устной форме –  в качестве публичного доклада.

Темы рефератов рекомендованы кафедрой истории экономики, политики и культуры ВЗФЭИ.

Структура реферата:

1.  Введение, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи работы, дается краткий обзор литературы.

2.  Основная часть, которая может состоять из одной или нескольких глав, раскрывающих содержание темы реферата.

3.  Заключение, где делаются выводы по теме.

Для подготовки реферата в письменном виде студент должен выбрать вопрос по теме занятия и ознакомиться с учебной и дополнительной литературой. Реферат предполагает краткое изложение содержания научных работ, посвященных выбранному вопросу. Объем реферата должен быть 12 – 15 листов текста, набранного на компьютере шрифтом 14-го размера через полтора интервала.

Формой практического занятия может быть также дискуссионный клуб, в ходе работы которого предполагается обсуждение той или иной темы в соответствии с рекомендуемыми вопросами.

В филиале ВЗФЭИ в г. Краснодаре курс истории экономики включает в себя конкретно-исторический материал, т.е. рассмотрение особенностей экономической истории Кубано-Черноморского региона. В связи с этим содержание практических занятий дополнено вопросами по истории экономики Краснодарского края. Научно-реферативная работа студентов также охватывает историко-экономические проблемы развития «малой родины».

ТЕСТЫ

по истории экономики

Тест 1. Какие функции выполняет история экономики?

1.  Прагматическая.

2.   Ценностная.

3.   Культурная.

4.   Фундаментальная.

5.   Мировоззренческая.

6.   Воспитательная.

Тест 2. Какими факторами был вызван переход от присваивающего хозяйства к производящему в эпоху неолита?

1.  Истощение запасов пищи и полезных растений.

2.  Рост населения.

3.  Изобретение лука и стрел.

4.  Использование огня.

5.  Появление зачатков знаний.

6.  Достаточного высокий технический уровень орудий труда.

7.  Благоприятные природно-климатические условия.

Тест 3. Что такое эргастерия?

1.  Форма экономической зависимости.

2.  Форма личной зависимости.

3.  Ремесленная мастерская в Древней Греции.

Тест 4. Установите соответствие между видами земельной собственности в королевстве франков и их определениями.