Программа внеаудиторного чтения по дисциплине «Практический курс первого иностранного языка (китайский язык)»

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Кафедра восточных языков

Программа внеаудиторного чтения

на 2012-2013 уч. год для студентов 1 курса

1.  Задачи внеаудиторного чтения

Внеаудиторное чтение входит в программу дисциплины «Практический курс первого иностранного языка (китайский язык)» и является одним из компонентов учебного процесса.

Зачастую внеаудиторное чтение связывается с чтением художественных текстов с целью формирования лингвострановедческой компетенции. Таким образом, основной задачей внеаудиторного чтения является формирование у учащихся конкретных знаний об иноязычной культуре, традициях, обычаях, нравственных ценностей, мировоззрении народа изучаемого языка.

Как правило, внеаудиторное чтение по иностранному языку предполагает чтение неадаптированных текстов на изучаемом языке. Однако в данном курсе, помимо текстов на  китайском языке, студентам для прочтения предлагаются классические китайские произведения, переведенные на русский язык, поскольку уровень владения китайским языком еще не позволяет студентам младших курсов  читать подобные тексты в оригинале.

Предлагаемые для прочтения четыре классических китайских романа являются своего рода энциклопедиями, из которых можно узнать об  архитектуре, медицине, астрологии, земледелии, национальной кухне, музыкально-песенных жанрах, нарядах китайского народа. В романах также подробно описаны церемонии чаепития, свадьбы, похорон, с разных сторон отражена жизнь различных слоев китайского общества. Поэтому студентам просто необходимо познакомиться с содержанием классических произведений, чтобы сформировать определенные знания и представления о китайских реалиях, что в дальнейшем поможет им, в том числе и вести дискуссии или поддерживать беседы на общекультурные темы.

2.  Сроки проведения внеаудиторного чтения

Внеаудиторное чтение как вид самостоятельной работы студентов предусмотрен на каждом курсе обучения. На 1 курсе студенты читают классическое китайское произведение на русском языке в течение всего учебного года, в течение 1 и 2 семестров.

3.  Время, которое отводится на чтение. Сроки проверки, форма контроля

Студенты читают произведение в течение всего учебного года. Параллельно чтению студенты должны вести читательские дневники, в которых можно фиксировать интересные факты (как исторические, так и бытовые), которыми изобилуют китайские классические произведения. Также в дневники можно записывать различные устойчивые выражения, которые отражают особый аспект национального менталитета, являются носителями богатых сведений о национальной культуре, и которые, вполне вероятно, употребляются по сей день, поэтому знание подобных выражений пригодится будущим специалистам. В читательских дневниках допускается краткое изложение прочитанного материала, но более приветствуется субъективное отношение студента к прочитанному, чувства, эмоции, мысли, которые вызывает произведение, его герои и события. 

Читательские дневники можно вести как в письменной, так и в электронной форме. Дневники сдаются на проверку преподавателю на каждой неделе рубежного контроля учебного семестра лично в руки или по электронной почте.

На последней учебной неделе (или на зачетной неделе, на усмотрение преподавателя) проводится литературный семинар, на котором студенты выступают с докладом-презентацией на выбранную тему по содержанию прочитанного произведения. Выступление должно быть на русском языке. Некоторые темы для доклада предлагаются преподавателем, однако студент может подготовить доклад на любую заинтересовавшую его тему, обсудив ее предварительно с преподавателем. В том случае, если тема доклада достаточно обширна, студенты могут подготовить выступление и презентацию в паре.

Поскольку время семинара ограничено, не все студенты смогут выступить с докладом. Поэтому после выступления докладчиков приветствуются дополнения и обсуждения. Помимо этого, преподаватель может задать ряд контрольных вопросов по прочитанному произведению, ответив на которые, студенты смогут продемонстрировать, насколько хорошо они знают содержание произведения.

На литературном семинаре, после выступления всех докладчиков, возможен просмотр нескольких различных отрывков из фильмов или мультфильмов, которые являются экранизацией произведения.

4.  Произведение

Студентам 1 курса предлагается для прочтения роман «Путешествие на Запад» (около 2.200 стр.), написанный У Чэнъэнем (1500 – 1582 гг.) около 1570 г. Роман  «Путешествие на Запад» стал началом жанра фантастической или героико-фантастической эпопеи. Сатирический роман в 100 главах основывается на народных легендах и повествует о путешествии монаха Сюань Цзана по Шёлковому пути в Индию за буддийскими сутрами (VII в.). Главным действующим лицом, однако, является не сам Сюань Цзан, играющий весьма пассивную роль, а его спутник – царь обезьян Сунь Укун. Среди других спутников Сюань Цзана – комический получеловек-полусвинья Чжу Бацзе, монах Ша Сэн и белая лошадь-дракон. Сюжет, постепенно обрастая дополнительными подробностями, становится все больше похожим на волшебную сказку – появляются дополнительные сюжеты, не связанные с основной темой, новые персонажи.

В романе У Чэнъэня вслед за народными легендами персонаж Сунь Укуна выходит на передний план, именно он побеждает врагов, пока монах Сюань Цзан рассуждает о всеобщей добродетели и непротивлению злу.

 Именно Сунь Укун стал одним из любимейших героев китайской литературы, символом жизненной силы и бунтарства. А произведение «Путешествие на Запад» стало одним из любимейших в Китае и одним из самых известных за рубежом.

 Роман трактуется и как буддийское наставление, и как символическое отражение народной борьбы, и как волшебная сказка, и как роман о поисках истины. Так или иначе, роман является знаковым для китайской литературы и культуры в целом.

5.  Список заданий, вопросов для контроля

Помимо дневников-отчетов, словарей, докладов, и других форм контроля, предусмотренных программой, на семинаре преподаватель также может задать рад вопросов по содержанию прочитанного произведения. Примерные вопросы представлены ниже:

1.  孙悟空的金箍棒从哪里得来的?有多重?

2.  孙悟空会多少种变化?

3.  如来佛祖的寺庙叫什么名字?

4.  铁扇公主住在哪?

5.  西游记所说的“西天”是指现在的哪里?

6.  为什么妖精要吃唐僧肉?

7.  谁是红孩儿?他和铁扇公主是什么关系?

8.  《西游记》中沙和尚最常说的是哪些话?

9.  唐僧的马叫什么名字?

10.  “齐天大圣”是什么意思?

Примерные темы для докладов:

1.  Информация об авторе романа «Путешествие на Запад»;

2.  Главные герои романа «Путешествие на Запад»;

3.  Основные темы повествования романа «Путешествие на Запад»;

4.  Существующие переводы и экранизации романа «Путешествие на Запад».

6.  Критерии оценивания студентов

·  наличие читательского дневника;

·  подготовка доклада-презентации;

·  присутствие на семинаре.

Похожие материалы

Информация о работе