Наука имеет свою логику и закономерность развития. Она движется от конкретных и единичных фактов к абстрактному и общему знанию о них, а затем, с помощью общих и абстрактных понятий, дается объяснение конкретным фактам. Такова логика движения научного познания. В историческом развитии наука прошла три основных этапа. Первый, связан с античной философией, когда познание носило умозрительно-логический характер, когда еще не было эксперимента и теоретических систем доказательства (за исключением геометрии Евклида). Второй этап связан с возникновением и развитием классической науки, когда естествознание оформилось в самостоятельную систему наук о природе. Возникли такие науки как физика, химия, механика, биология и т.п. Познание на этом этапе развития науки носило уже опытно-теоретический характер, когда возникли и получили развитие эксперимент и наблюдение как основные формы эмпирического познания; когда широко стали использоваться гипотеза и теория, индукция и дедукция как системы логического доказательства; когда началась математизация научного познания. Третий этап связан со становлением современной науки. На этом этапе научная деятельность превратилась в профессиональное занятие, возникли государственные научные учреждения, познание стало индустриализоваться и автоматизироваться; возникла интеллект техника, а во взаимодействии наук стало действовать не только их специализация, но и комплексирование. В целом познание на этом этапе развития науки носит индустриально-комплексный характер.
В развитии науки можно установить как эволюционные фазы, так и революционные. Эволюционная фаза, это, по Куну, нормальное развитие науки, когда имеющиеся образцы научного познания не подвергаются сомнению и задача заключается в том, чтобы максимально широко их использовать для познания как можно большего круга явлений. Революционная фаза возникает тогда, когда вдруг резко меняются основополагающие принципы познания и наука перестраивает способ понимания и объяснения познаваемого круга явлений. Например, когда физика перешла от классического (однозначного) детерменизма к вероятностному пониманию причинности. Кроме того, доказано, что в развитии науки можно наблюдать смену исследовательских программ, когда на одной фазе преимущественно используются одна группа методов, соединенных в единую исследовательскую программу, а на другой фазе изобретаются новые методы и на их базе становится возможным формирование исследовательской программы нового типа. Но, несмотря на все различия в этапах и фазах развития науки она устойчиво работает над единой и инвариантной задачей – построением картины мира. В этой работе она прошла три революции: Первая – связанна с Аристотелевским геоцентрическим пониманием мира, когда Земля считалась неподвижным центром вращающихся небесных сфер. Эта картина мира была основана на умозрительных допущениях, но Аристотель отделил собственно науку (физику) от философии, заложил основы естествознания, которые просуществовали до XVII века. Вторая революция произошла с возникновением гелиоцентрического понимания мира Коперника, когда Ньютон сформировал законы движения небесных тел, когда возникла механистическая картина мира. В результате этой революции сложилась система классического естествознания с разделением на классические естественные науки. Третья революция привела к современной науке и началась она с теорий относительности Эйнштейна, с открытия ядра атома, фотона в физике, с открытия гена в биологии, с постоянной Хабла в космологии и т.д.
Современная наука глубоко преобразовала концептуальные принципы познания мира. В ней получили широкое развитие идеи вероятностного понимания, системного анализа, математического моделирования, тотального эволюционизма, всеобщей взаимосвязи явлений и объектов в масштабах Вселенной, обнаружения способности материи в своем развитии к самоорганизации и самоуправлению; разработке и использованию методов синергетики. В конечном счете, созданная современной наукой картина мира глубоко и принципиально отличается от картины мира классической науки. Новая наука создала новую модель Вселенной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.