Использование интернет-источников при подготовке курсовых и дипломных работ: Методическое пособие

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

На главную

Об авторе

Публикации

Общение


Использование интернет-источников при подготовке курсовых и дипломных работ

Методическое пособие, подготовлено для студентов кафедры социологии Удмуртского государственного университета.

Введение

В последние годы сеть Интернет становится все более значимым явлением социальной жизни, открывая новые перспективы получения информации и межличностной коммуникации. Постоянно расширяются и возможности студентов в доступе к глобальной компьютерной сети: открываются новые интернет-классы, растет спрос на домашние персональные компьютеры.

Ценность новых информационных технологий для образовательной деятельности очевидна для большинства университетских слушателей, но далеко не всем доступен полный спектр актуальных интернет-ресурсов. Особенно важной потребность опережающего освоения интернет-практик становится при исследовании новых областей социологического знания, научная литература по которым недостаточно представлена в региональных библиотеках.

Настоящее методическое пособие ориентировано на информирование студентов об основных возможностях Интернета в подготовке курсовых и дипломных работ, а также о нормах цитирования интернет-источников.

Основные формы получения образовательной и научной информации из сети Интернет

Не вызывает сомнения тот факт, что самой распространенной практикой поиска информации в Интернете является обращение к поисковым системам (Yandex, Rambler - для русскоязычных ресурсов, Google, Altavista - для англоязычных). Преимущества такой работы очевидны - результат можно получить за считанные минуты, текст доступен сразу в электронном виде, что значительно упрощает чтение и цитирование. Не удивительно, что эта форма поиска информации пользуется особой популярностью при подготовке рефератов.
Однако, по мере очевидного повышения требований к качеству авторского аналитического текста, предъявляемых в ходе подготовки курсовых, а затем и дипломных работ, у студентов возникает целый ряд проблем. В первую очередь, пользователи Сети сталкиваются с ситуацией нехватки качественной и адекватной заявленной тематике научной литературы. Очевидно, проблема может быть разрешена либо путем постоянного совершенствования собственных поисковых навыков (например, освоением языка запросов), либо изменения самого принципа поиска информации.

Важную роль здесь могут сыграть специализированные интернет-ресурсы, с которыми особенно важно работать систематически и в течение длительного времени. К основным видам источников образовательной и научной информации в Интернете могут быть отнесены:

1. Службы электронной доставки документов

Служба электронной доставки документов - это коммерческое подразделение при библиотеке, которое дистанционно принимает заказы на сканирование книг или журналов с высылкой электронной копии материала по электронной почте. Если библиотека находится в городе проживания студента, то единственный смысл обращения к такого рода услугам - это экономия времени на поездку в читальный зал. Об общей экономии времени говорить не приходится, поскольку приехать самому в библиотеку и сделать ксерокопию в любом случае можно за день, в то время, как средний срок обработки заказа составляет не менее 2-4 недель. Но такая служба незаменима, если действует при крупной столичной библиотеке, обеспечивая пользователям доступ к уникальным библиотечным фондам, многие книги из которых существуют в стране лишь в нескольких экземплярах. Важное преимущество центральных библиотек - они постоянно пополняются новыми источниками, как правило, анонсируя наиболее масштабные обновления на главных страницах сайтов. Все службы доставки четко соблюдают в работе требования библиографического описания. Даже если пользователь забыл, например, заказывая статью из сборника, заказать титульную страницу книги (на которой указана фамилия редактора), ему корректно об этом напомнят - и т. д.

Рекомендуемые ресурсы:

ИНИОН Одна из крупнейших российских библиотек, со специализированными каталогами философской и социологической литературы и научной периодики, как на русском, так и на иностранных языках. Предоставляет услуги сканирования текстов, предварительно найденных в каталоге. Статьи можно заказывать целиком, книги - по разделам, предварительно заказывая копию содержания. Цена сканирования одной страницы - около 5 руб. Заказ оплачивается через Сбербанк, готовую квитанцию с реквизитами можно распечатать прямо на сайте. Срок исполнения - 2-3 недели. Сканированные файлы доставляются по электронной почте в формате *pdf., а следовательно, необходимо принять во внимание возможные объемы этих файлов. Можно заменить рассылку по электронной почте закачкой с библиотечного ftp-сервера.

Российская государственная библиотека Точно так же, как ИНИОН, является крупнейшей российской библиотекой с хорошей представленностью в фондах социологической литературы. Посетителям предлагается еще более широкий, чем в ИНИОНе набор услуг. К традиционному сканированию на заказ монографий и периодики добавляется очень полезный сервис сканирования кандидатских и докторских диссертаций, которые, пусть и с некоторым запозданием, доступны практически в стопроцентном соотношении к числу защищаемых в России квалификационных научных работ. Еще одна интересная услуга - это подбор библиографии на заказ по интересующей посетителя тематике. Стоимость сканирования одной страницы составляет от 2 до 5 руб. Формат данных - *.pdf. Оплата - через Сбербанк или пластиковыми картами (с использованием сервиса Cyberplat). Можно заключить абонентский договор и работать по более низким ценам и более оперативно (при авансовом пополнении лицевого счета большой суммой не нужно каждый раз ждать, пока придут деньги), что особенно удобно при оплате через организацию.

2. Платные он-лайн библиотеки

Он-лайн библиотека работает только с электронными базами данных отсканированных и уже распознанных книг. Как правило, посетителям не дается возможности скачивать книги на домашний компьютер в удобном для них формате, а предлагается лишь специализированный интерфейс он-лайн чтения. Важное преимущество платных библиотек - это безупречно соблюдаемые стандарты библиографического описания текстов и их постраничная разбивка в строгом соответствии с печатным оригиналом. Это позволяет вообще не показывать "электронное" происхождение источника. Кроме того, коммерческий характер таких библиотек позволяет им постоянно обновлять фонды, а также сканировать большие массивы классических изданий, например, вышедших в 50-60-е гг., что не менее актуально.

Рекомендуемые ресурсы:

Questia Одна из крупнейших в мире англоязычных он-лайн библиотек. Книг и журналов по социологии более чем достаточно, хотя существуют определенные проблемы с классическими текстами. Но современный материал очень обширен. Библиотека располагает собственной поисковой системой и интерфейсом, открывающим читателю ряд дополнительных сервисов, вплоть до подготовки научных монографий он-лайн. Скачивать файлы нельзя - либо читать в он-лайне, либо копировать текст через буфер обмена. Соответственно, для работы необходим более ли менее стабильный доступ в Интернет. Месяц подписки стоит 20 долларов, годовая подписка - 120 долларов. Оплата принимается через систему PayPal или пластиковые карты, поддерживаемые американскими банками. Очевидно, что оба этих сервиса в настоящие момент труднодоступны для россиян, поэтому самый простой вариант оплаты - это использовать помощь знакомых, проживающих в США.

Ebrary Еще одна крупная англоязычная он-лайн библиотека. Отличается от Questia схемой оплаты. Если в Questia читатель оплачивает неограниченный доступ ко всем ресурсам на определенный срок, то Ebrary берет деньги за каждую показанную в браузере страницу текста, который предварительно бесплатно можно найти по каталогам. Это и дороже, и менее рационально для российского читателя, который не всегда способен быстро сориентироваться в иноязычном авторском пространстве. В то же время, источниковая база Ebrary также велика и в современной части пересекается с Questia отнюдь не полностью, а значит, ее использование может быть оправданным. Перечисление средств - такое же как в Questia.

Digital Dissertations На этом ценнейшем ресурсе с 1997 г. публикуются только что защищенные в США тексты диссертаций на соискание степени PhD, доктора наук и магистерские диссертации. Таким образом, посетителю предоставляется возможность познакомиться с исследованиями передовой американской науки, в том числе, социологической. Механизм получения текста для российского пользователя крайне затруднен: оплата только пластиковыми картами американских банков, высылка файлов только на электронную почту в формате *.pdf (можно представить, какой объем занимает в этом формате даже магистерская диссертация), стоимость одной диссертации - 25-30 долларов. Если возможностей и мотивации преодолевать эти трудности нет, то полезной оказывается опция предварительного просмотра выборочных диссертаций. Обычно открываются первые 15-20 страниц текста (чаще всего - введение) и иногда библиография.

3. Бесплатные он-лайн библиотеки

Очевидно, что бесплатные библиотеки не располагают достаточной материально-технической базой для создания представительных фондов, даже при наличии постоянных источников финансирования. В лучшем случае, количество источников в них измеряется сотнями, а, как правило, - это несколько десятков публикаций. Кроме того, в странах ЕС и в США действует жесткое законодательство в области авторских прав, обязывающее оплачивать любую репродукцию оригинального текста, что делает эту форму предоставления интернет-услуг крайне затратной. Вполне вероятным выглядит сценарий движения России по этому же пути с очевидными последствиями для существующих некоммерческих веб-проектов.

Однако в настоящий момент бесплатные библиотеки в нашей стране остаются одним из самых демократичных и востребованных видов интернет-ресурсов, зачастую располагающих весьма представительной базой источников. Главный критерий профессионализма бесплатной библиотеки - это четкое соблюдение норм библиографического описания и постраничной разбивки печатного оригинала при публикации его электронной версии. Этот критерий справедлив для всех видов ресурсов, но бесплатные библиотеки зачастую формируются исключительно волонтерскими усилиями, и не всегда могут соблюсти все необходимые стандарты публикации.

Важно также отметить, что многие учебные заведения в России и за рубежом располагают закрытыми бесплатными библиотеками, доступ к которым предоставляется лишь собственным студентам, аспирантам и преподавателям. Если эти возможности упоминаются на публичных веб-сайтах, то, вероятно, есть множество некриминальных способов получить к ним доступ.

Рекомендуемые ресурсы:

Библиотека Максима Мошкова Самая крупная и известная бесплатная библиотека в России. Ее основу составляет художественная литература, но в разделе "Культура, … софия, … логия" доступно немало текстов классиков социологии и социальной философии. Все тексты опубликованы с постраничной разбивкой и указанием выходных данных.

Библиотека портала "Аудиториум" Содержит значительное количество публикаций по общественным наукам, в том числе - социологии. Сильными сторонами ресурса являются представление всех источников в формате *pdf с постраничной разбивкой, а также поддержка на сайте постоянно действующих научных и педагогических дискуссий с привлечением авторитетных экспертов.

Библиотека социологического клуба "Город" Специализированная библиотека студенческого клуба социологического факультета Высшей школы экономики. Формируется по итогам проходящих в клубе семинаров и школ. Содержит прекрасную подборку текстов зарубежных социологов, многие из которых ранее не публиковались в Сети. Все тексты - с постраничной разбивкой.

Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета Достаточно большой массив отсканированной литературы по социологии, философии, политологии, экономике.

Postindustrial.net Большой объем публикаций зарубежных и отечественных представителей теории информационного общества. Тексты с постраничной разбивкой.

Альманах "Социо-логос" Подборка классических текстов постмодернистской социологии. Библиографическое описание выполнено не идеально, но с приемлемой точностью.

Научная электронная библиотека Крупная библиотека научной периодики. Язык интерфейса - русский, журналы в основном англоязычные. Доступ открыт только для корпоративных клиентов. Студентам УдГУ для получения реквизитов доступа необходимо обратиться в научную библиотеку университета.

Федеральный образовательный портал "Экономика, социология и менеджмент" Тексты монографий, статей, диссертаций, часть из которых опубликована непосредственно на сайте, либо даны ссылки на другие интернет-ресурсы.

The Online Books Page Каталог ссылок на англоязычные монографии, находящиеся в свободном электронном доступе, всего более 8000 наименований. Среди них - более 100 в разделе "социология".

4. Интернет-версии печатных научных журналов

Этот вид источников является одним из самых привлекательных: с одной стороны, он обеспечивает доступ к результатам новых теоретических и эмпирических исследований, с другой, - наличие печатного оригинала гарантирует прохождение автором процедуры редакторской проверки, а, следовательно, достоверность текста в глазах любого представителя научного сообщества. Ситуация с развитием электронных версий социологических изданий в России и за рубежом прямо противоположна.

В России практически ни один известный журнал не имеет постоянно обновляемой электронной версии с доменом второго уровня. В лучшем случае, в Сети можно найти архивы отдельных номеров, но ссылки на журналы из каталогов постоянно устаревают в связи с их "переездами" с одного сайта на другой. Еще один недостаток - это частое пренебрежение нормами библиографических описаний. Единственный положительный момент такой ситуации - бесплатность тех источников, которые все-таки появляются в Сети.

Зарубежные журналы, напротив, почти всегда имеют электронные версии, стремятся предельно облегчить читателю механизм поиска и корректного цитирования, но в большинстве доступны лишь по платной подписке.

Всего в Сети существует более 100 крупных социологических журналов, с учетом отраслевой специфики. Большинство из них легко может быть найдено либо через поисковые системы, либо через тематические каталоги социологических ресурсов. Поэтому целесообразно указать только самые известные "бренды", доступ к которым постоянен и бесплатен.

Рекомендуемые ресурсы:

Социологический журнал Издается Институтом социологии РАН. На сайте доступны номера за 1997 - 2001 гг.

Мир России Журнал издается Высшей школой экономики. На сайте доступны номера за 2000 - 2003 гг.

Социологическое обозрение Журнал, редактируемый известным российским социологом А. Ф. Филипповым, публикует статьи не только современных отечественных исследователей, но и новые переводы работ зарубежных социологов. На этом же сайте действует небольшая электронная библиотека.

Public Opinion Quaterly Один из самых авторитетных социологических журналов мира, разумеется, предлагает лишь платную подписку в электронном виде. Но время от времени открывается свободный доступ к отдельным статьям и номерам: наличие этой возможности целесообразно периодически проверять. По такой же системе работают сайты других социологических журналов, выпускаемых издательством Oxford University Press. Ссылки на них можно найти на главной странице сайта.

The British Journal of Sociolgy В свободном доступе размещено около половины всех статей.

5. Электронные журналы

Электронные журналы, не являющиеся аналогом полнотекстового печатного периодического издания, - один из самых спорных видов интернет-источников. С традиционной точки зрения научного сообщества, их информация не является надежной, так как не заверена наличием печатной копии. Кроме того, некоторые журналы не практикуют предварительного редактирования статей, а, следовательно, в них могут попадать совершенно некомпетентные тексты. Однако в России уже начинает формироваться культура электронной издательской деятельности. Это позволяет надеяться на признание такого формата научных публикаций. В частности, Высшая аттестационная комиссия уже обнародовала список электронных изданий, публикации в которых засчитываются при защите докторских диссертаций (в частности, с полным списком изданий можно ознакомиться на сайте http://www.aspirantura.spb.ru). Большое преимущество электронных журналов - это бесплатность значительной их части. Важный недостаток - это практически полное отсутствие такого рода ресурсов на русском языке.

Хороший критерий "качества" электронного журнала - это возможность при просмотре сайта обнаружить признаки редакторской проверки. Например, может быть специально отмечено, что журнал имеет редакторскую группу (peer-reviewed). Некоторые журналы в отдельном разделе дают сведения о членах редакторского совета (Editorial Board).

Рекомендуемые ресурсы:

Социологический форум Электронный журнал, ежеквартально издаваемый Центром социологического образования Института социологии РАН.

Sociological Research Online Один их крупнейших регулярно обновляемых электронных журналов по социологии.

Electronic Journal of Sociology Проект стартовал только в 2004 г. и пока статей немного, но планируется регулярное обновление. Косвенно на это указывает и покупка целевого домена.

First Monday Журнал издается с 1996 г. и посвящен, преимущественно, социологии высоких технологий.

Ethnic Conflict Research Digest В строгом смысле, это не классический журнал, а электронная подборка материалов (книг, статей, эмпирических исследований), посвященных проблематике управления этническими конфликтами.

The Qualitative Report Журнал посвящен различным аспектам количественных исследований. Издается с 1990 г.

CTheory Основная ориентация журнала - это исследование информационных технологий и глобализационных процессов.

Genders Статьи социологов, экономистов, психологов по гендерной тематике.


6. Сайты издательств

Ведущие издательства научной литературы активно конкурируют между собой. Это напрямую отражается и на качестве сайтов, в задачи которых входит предоставление посетителю как можно большего числа платных и бесплатных услуг. Так, для зарубежных издательств нормативной является поддержка собственных интернет-магазинов и мощных поисковых систем по выпущенным изданиям. Существуют и интересные возможности свободного доступа. Во-первых, регулярной является практика открытой публикации части книг в электронном виде. Иногда открываются целые издания, иногда - 40-50% текста, с разбивкой по главам. Во-вторых, во всех солидных зарубежных издательствах существует такая норма рассылки как "exam copies" (бесплатные экземпляры недавно изданных монографий или учебников в мягкой обложке) для университетских преподавателей и аспирантов. Заявка на ознакомительную копию обычно включает в себя CV, иногда - программу авторского курса, если запрашивается учебник. К сожалению, для российских издательств такие практики - это в лучшем случае перспектива развития, и основной повод посещения их сайтов - это мониторинг новой литературы.

Рекомендуемые ресурсы:

Научная книга. Интернет-магазин издательства "Эдиториал-УРСС" Один из лучших российских специализированных интернет-магазинов, действующих при издательствах. Предлагаются не только книги на русском языке, но и более 3000 наименований литературы на различных европейских языках. Каталог социологических монографий насчитывает около 500 наименований. Оплата - переводами через Сбербанк.

National Academic Press На сайте одного из крупнейших американских издательств действует он-лайн библиотека. Часть книг находится в свободном доступе, другую часть можно заказать в виде *.pdf-копий, что очень удобно. Средняя цена pdf-книги составляет около 10-20 долларов. Оплата - кредитными картами американских банков.

Blackwell Publishing Это крупное американское издательство активно практикует рассылку "exam copies" и периодически предоставляет бесплатный доступ к электронным версиям различных изданий.

Oxford University Press Сайт английского издательства практически не предлагает бесплатных сервисов, но зато имеет очень широкую линейку он-лайн продуктов: монографии, авторитетная периодика, словари и даже учебные курсы.


7. Сайты коммерческих исследовательских служб.

При выполнении исследовательской работы автора будут интересовать только те сайты социологических служб, которые публикуют результаты эмпирических исследований по некоторой тематике. Такая практика, по вполне очевидным причинам, не распространена ни в России, ни за рубежом. Кроме того, часть открыто публикуемой информации носит откровенно рекламный или пропагандистский характер, может быть подтасована. Все это необходимо принимать во внимание. Тем не менее, возможностью изучения методики и результатов эмпирических исследований не стоит пренебрегать. Большим недостатком публичных данных коммерческих исследований является предельно упрощенный стиль подачи. Чаще всего социологи ограничиваются перечислением линейных распределений из массовых опросов населения.

Рекомендуемые ресурсы:

Фонд "Общественное мнение" Генеральный директор Фонда А. А. Ослон известен как один из ведущих специалистов России по социологии Интернета. Это напрямую сказалось на качестве сайта его организации, который на несколько порядков превосходит конкурентов и по удобству, и по содержанию. На сегодняшний день - это практически единственный такого рода ресурс в России, который целесообразно посещать регулярно.

РОМИР-Мониторинг Если Фонд "Общественное мнение" специализируется в основном на публикации опросов на политические и социальные темы, на сайте РОМИРа значительное внимание уделено материалам маркетинговых исследований, изучающих различные аспекты потребительского поведения и рекламной коммуникации.

8. Интернет-магазины

Возможности большинства книжных интернет-магазинов в настоящее время доступны любому пользователю Сети. Это связано с развитием курьерских служб и демократизацией средств оплаты. Так, заказ из Москвы доставляется до Ижевска за 1-2 недели по принципу "от двери до двери", а стоимость доставки редко превышает 200-300 рублей, что при сумме заказа свыше 1000 рублей уже не столь принципиально. Целесообразно указать наиболее крупные магазины, предоставляющие самый большой выбор социологической литературы. Дополнительно стоит отметить, что специализацией российских магазинов являются учебники, в то время как зарубежные с не меньшим успехом торгуют монографиями.

Рекомендуемые ресурсы:

Озон Российский интернет-магазин.

Болеро Российский интернет-магазин. Отличается от "Озона" более низкой стоимостью доставки, но и меньшим ассортиментом.

Amazon.com Самый известный и большой в мире книжный магазин. Можно наугад назвать любую известную работу по социологии, и, с вероятностью, близкой к единице, она найдется на Amazon на разных языках. В настоящее время заказ любого товара этого магазина можно сделать через "Болеро" (это позволяет избежать трудностей с пластиковыми картами). Перед заказом целесообразно обратить внимание на формат книги - их может быть несколько, с дифференциацией по цене. В любом случае, хорошую книгу по социологии в мягкой обложке вряд ли можно купить дешевле, чем за 30 долларов, без учета цены доставки. А рейтинговое издание в твердой обложке может стоить от 150 долларов и выше.


9. Сайты образовательных и научно-исследовательских организаций

Непосредственная "библиотечная" ценность этого вида интернет-ресурсов невелика. Каким бы статусным ни был университет или исследовательский центр, все значимые научные результаты в любом случае оказываются представленными в монографиях, сборниках статей и периодике, а, следовательно, попадают в информационный поток перечисленных выше типов сайтов. Если же при организации и действует электронная библиотека, то очень часто доступ к ней бывает закрыт для аутсайдеров. Соответственно, рекомендовать конкретные организации не имеет смысла.

Однако изучение этих ресурсов может дать другую важнейшую информацию - это адреса электронной почты ученых, специализирующихся на той или иной предметной области. Опыт показывает, что не менее половины адресатов содержательно отвечает на корректно составленный запрос аутсайдера, даже студенческого уровня. При потенциальной трудности коммуникации можно обратиться за помощью к научному руководителю или ведущим профессорам факультета. Такая переписка помогает получить как консультацию, так и электронные версии авторских публикаций. По понятным причинам целесообразно контактировать с обладателями ученых степеней: коллеги-студенты не всегда могут дать профессиональную консультацию, а аспирант не станет делиться наработками, которые еще не оформлены и не защищены в виде диссертации.

Поиск специалистов и лидеров по отраслевым направлениям социологии лучше всего вести, анализируя библиографические списки, а уже затем пытаться найти адреса на сайтах. Часто список читаемых курсов и приоритетных научных направлений включается в интернет-визитки конкретных кафедр.


10. Каталоги ресурсов

Каталог - это элементарное собрание ссылок, не содержащие электронных публикаций как таковых. Существует огромное каталогов социологической литературы, на которые без труда можно выйти через поисковые системы. Ниже указаны лишь несколько самых надежных источников.

Рекомендуемые ресурсы:

Центр социологического образования Института социологии РАН Сайт содержит каталог ссылок, как на он-лайн ресурсы, так и на другие социологические каталоги.

Каталог библиотечных ресурсов Московской высшей школы социальных и экономических наук Особый интерес для студента может представлять навигатор по онлайновым базам социологических данных, а также каталог сайтов российских и зарубежных научных издательств.

The Social Science Information Gateway (SOSIG) Большой и удобный каталог электронных текстов по социальным наукам. Бесплатен. В социологическом разделе основной упор сделан на авторские материалы и базы данных, что создает проблемы для цитирования. Тем не менее, можно найти и ссылки на полноценные электронные версии монографий.

Таким образом, поиск научной социологической информации в Интернете включает три основных техники работы:

  • прямые запросы через поисковые системы;
  • поиск тематических ресурсов через каталоги;
  • составление собственного каталога ресурсов (например, на основе представленного обзора), углубленное изучение конкретных сайтов и мониторинг информации на них.

Также важно использовать и открывающиеся возможности электронной переписки, постоянно следить за обновлениями в интернет-магазинах. Не стоит забывать об обмене полезными ссылками с коллегами, например, актуальной выглядит практика группового ведения каталога интернет-ресурсов.

Нормы цитирования интернет-источников


При использовании в исследовательской деятельности ресурсов сети Интернет важно помнить о том, что интернет-источники не признаны научным сообществом в качестве легитимных. Разумеется, открытых запретов на интернет-ссылки не существует, однако, их надежность всегда может быть оспорена как оппонентом на защите квалификационной работы, так и специалистом, ответственным за ее формальную проверку. Нет и четких регламентов, определяющих допустимые границы использования интернет-ресурсов в научно-исследовательской практике.

В этой ситуации единственно возможным и рациональным представляется следующий компромисс: разрешить использование интернет-источников в курсовых и дипломных работах, но при условии их соответствия ряду критериев, подтверждающих надежность, оригинальность происхождения и адекватность нормам научного текста.
Так, можно предложить проверять каждую ссылку в работе и соответствующий ей источник по следующим параметрам:

критерий

рекомендуется к цитированию

необходима более тщательная проверка

печатный оригинал электронной публикации

- наличие печатного оригинала, идентифицируемое по библиографическому описанию;

автор публикации

- наличие у автора ученой степени (звания);
- автор занимает должностную позицию в образовательной или исследовательской организации;
- автор - известный в своей области специалист-социолог;

- отсутствие индивидуального автора публикации (исключение - отчеты организаций по эмпирическим исследованиям);
- принадлежность автора к научному сообществу четко не идентифицируется;

предварительное рецензирование

- четко идентифицируется по тексту или источнику публикации;

- сайт, разместивший материал, допускает к публикации любые материалы, без редакторской проверки;

тип публикации

- монография;
- статья;
- учебное пособие (при необходимости его анализа);
- отчет о результатах эмпирического исследования;
- текст или автореферат защищенной диссертации;

- реферат;
- курсовая или дипломная работа;
- газетная или журнальная статья, не содержащая ценной информации;

библиографическое описание

- содержит ссылку на печатный источник;

- веб-страница, на которую указывает описание, не открывается;
- веб-сайт, на котором опубликован материал, не имеет отношения к социологической науке или практике;

В итоге, будет логичным, если решение о качестве используемых интернет-источников принимает научный руководитель, ориентируясь на представленные студентом библиографические описания и, при необходимости, проверяя их лично или прося предоставить дополнительные обоснования надежности.

При выполнении библиографического описания рекомендуется использовать три основных варианта:

  1. Если существует возможность точного воспроизведения описания печатного оригинала, то нужно обязательно ее использовать, следуя ГОСТу. "Интернет-происхождение" источника в этом случае остается скрытым. Но в черновом тексте его все равно нужно пометить, чтобы научный руководитель мог сделать проверку.
  2. Если есть печатный оригинал, но нет возможности точно его описать, то можно воспроизвести, в соответствии с ГОСТом, лишь часть описания, а другую часть заменить интернет-ссылкой. Например, используется статья журнала "Социологический дайджест" без постраничной разбивки. Описание необходимо выполнить следующим образом: Иванов А. В. Роль интернет-ресурсов в образовательной деятельности студентов // Социологический дайджест. - 2002. - №4. - <http://www.socdigest.ru/art2309.html>. Очевидно, что в этом случае студент не указывает конкретные страницы публикации, но преподаватель сразу может удостовериться в ее научном статусе.
  3. Если материал существует в электронном виде, то можно придерживаться зарубежного стандарта цитирования электронных документов APA, который предписывает указывать в описании автора и название материала, название сайта, URL публикации и дату ее последнего просмотра в Сети. Например, описание может выглядеть так: Петров В. А. Динамика развития Рунета в 2003 г. // Социологические записки. - <http://www.sz.ru/art1201.asp> (16 окт. 2004 г.). Это же правило действует и для источников на иностранном языке, с единственной поправкой - дата указывается на языке публикации. Если название сайта четко не устанавливается, его опускают.

Существуют и другие, более детальные, стандарты цитирования электронных документов. Однако, если учитывать вышеуказанные критерии проверки интернет-источников, необходимость в них отпадает. Разумеется, предложенный механизм является не универсальным, а, скорее, временным вариантом, который будет актуален до разработки единого регламента библиографического описания электронных документов, признанного министерством образования и науки РФ. В то же время, этот вариант можно признать вполне уместным при подготовке студенческих работ локального уровня. В случае выдвижения студенческой работы на конкурс или при подготовке кандидатской диссертации необходимо более детально обсуждать возможность публикации каждой интернет-ссылки с научным руководителем, а все возможные "электронные" описания источников заменить на печатные.

Негативные аспекты использования Интернета в образовательной деятельности


Существует целый ряд интернет-источников и видов сетевой активности, использование которых при подготовке курсовых и дипломных работ не только не допустимо, но и потенциально ведет к дисциплинарным наказаниям, вплоть до отчисления студента. Столь жесткая позиция вполне оправдана: по данным поисковых систем "Yandex" и "Rambler", запросы со словом "реферат" неизменно занимают первые места в рейтингах. Очень часто Интернет создает иллюзию доступности знания или образовательного результата. Такая практика наносит удар не только по престижу очного образования, но и по личной конкурентоспособности студента.
Можно выделить две важнейших ненормативных практики образовательной интернет-активности и предложить простейшие механизмы их обнаружения.

1. Скрытое цитирование интернет-текстов в студенческих работах. Оно может выполняться в разных формах - от целостной компиляции до вставки отдельных цитат или схем. Абсолютно любой случай ненормативного цитирования однозначно классифицируется как "плагиат" и соответствующим образом наказывается при выставлении итоговой оценки.

Обнаружить скрытые цитаты можно по целому ряду признаков, которые выдают чужой текст, - это стилистика, особенности внутренней логики, откровенная неграмотность, незначительное количество наименований библиографического списка, а также неспособность публично защитить тезисы работы. Между тем, существует универсальный механизм проверки скрытых цитат, который условно можно назвать "Yandex-контролем". Его алгоритм состоит из следующих основных шагов:

  • обнаруживается "подозрительная" часть текста;
  • ее первое, либо иное предложение целиком копируется в строку запроса поисковой системы "Yandex";
  • в случае, если скрытое цитирование действительно имело место, источник будет выдан на первой странице результатов запроса; производится переход по обнаруженной ссылке;
  • путем сверки двух текстов устанавливается конец скрытой цитаты;
  • при необходимости процедура применяется к другим частям текста студента;
  • студенту возвращается текст работы с размещенными у обнаруженных скрытых цитат гиперссылками и неудовлетворительной оценкой.

Эффективность такой проверки практически равна 100%, т. к. по целиком введенному предложению поисковые системы не дают ошибочных результатов. Она доступна всем преподавателям, даже не имеющим большого опыта работы в сети Интернет. Среднее время проверки работы не превышает 10-15 минут. Таким образом, технология "Yandex-контроль" практически полностью блокирует все возможности скрытого цитирования.

2. Написание курсовых и дипломных работ на заказ (в том числе, через Интернет). В этом случае механизм проверки еще более прост. Общеизвестно, что социология не является такой же "поточной" специальностью, как, например, экономика или юриспруденция. Соответственно, открытие отдельной структуры, занимающейся заказным выполнением работ только для социологов абсолютно не рентабельно. Это приводит к тому, что даже в крупнейших московских "фирмах", занимающих известные доменные имена, найти профильных специалистов-социологов не представляется возможным. В лучшем случае, тексты готовят неудачливые аспиранты, не озадаченные другими видами коммерческой деятельности, а обычно их выполняют преподаватели-"многостаночники", одновременно предлагающие услуги психологам, философам, экономистам и т. д.

Логика мышления такого преподавателя будет очевидно отличаться от логики специалиста-социолога, равно как и его навык поиска литературы. Обнаружение такой практики не составляет труда, в частности, публично защитить работу не-социолога значительно сложнее, чем даже собственную неудачную работу.

Если же в Москве или Санкт-Петербурге отыщется, например, кандидат социологических наук, готовый на заказ выполнить квалификационную работу, то его гонорар, с учетом наценки фирмы, вряд ли составит меньше 2-3 тысяч долларов, что окончательно ставит такую практику под сомнение.

Заключение

Очень распространенным является мнение о том, что поиск образовательной и научной информации через Интернет для человека с хорошей компьютерной грамотностью легок и прост. Это абсолютно не соответствует действительности. Работа в Сети требует от исследователя освоения сложнейшей культуры чтения и коммуникации, с которой он ранее не сталкивался. Поиск в Интернете отнимает большое количество времени, поскольку процент библиографического "мусора" во "всемирной паутине" на порядок выше, чем в самых плохих библиотечных фондах. Часто получение информации через Сеть сопряжено с дополнительными расходами, многократно превышающими даже стоимость выезда в столичные библиотеки.

Таким образом, единственным, но важнейшим преимуществом интернет-источников является уникальность получаемых с их помощью знаний, которая позволяет создавать опережающее конкурентное преимущество в образовательной, научной и профессиональной работе. Именно поэтому можно говорить о том, что поиск и мониторинг качественной информации в сети Интернет постепенно становится отдельной профессиональной компетенцией, освоение которой является важным компонентом исследовательской и профессиональной карьеры.

2005 г.

Наверх

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Информатика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
118 Kb
Скачали:
0