При ремонте коленчатых валов дизель электроходов «Казахстан» и «Узбекистан» на заводе имени 40-й годовщины Октября общая затрата времени на установку коленчатого вала в раме двигателя и шлифование семи рамовых шеек составило 15 ч против 15—20 дней, затрачиваемых на опиловку шеек вручную. Всю работу выполнили два человека, тогда как при опиловке вручную для производства этой операции нужны два слесаря и два подсобных рабочих.
Характерный вид износа и повреждений подшипников скольжения — уменьшение толщины слоя баббита, утонение бронзовых вкладышей, трещины и выкрашивание в баббитовом слое, раковины, отставание баббита от вкладыша, расплавление баббита, риски и задиры.
Для установления необходимости ремонта подшипника определяют величину слоя баббита. Для этого в местах наибольшего износа просверливают отверстие и с помощью глубиномера замеряют толщину оставшегося слоя. Минимально допустимая толщина слоя баббита принимается в зависимости от диаметра шеек валов. Например, для диаметров шеек от 50 до 400 мм толщина соответственно должна быть 1,5—4 мм, а для вкладышей, не залитых баббитом,— 1,0—5 мм.
Если износ подшипника незначителен и не превышает допускаемый, ремонт обычно сводится к зачистке, шабровке и пригонке подшипника. При уменьшении толщины слоя сверх допускаемых пределов подшипник перезаливают или наплавляют баббит с помощью газового пламени.
Трещины и выкрашивание в баббитовом слое происходят при
плохом приставании баббита к вкладышу, недостаточной жесткости вкладыша, неполном прилегании вкладыша к постели, а также под действием ударных нагрузок при чрезмерно увеличенном масляном зазоре и несоответствии марки баббита условиям работы данного узла трения.
Для ремонта подшипника, имеющего в баббите сквозные трещины, поврежденный участок выплавляют и на это место наплавляют новый слой или производят полную выплавку баббита подшипника с последующей наплавкой. При поверхностной трещине слой баббита в районе трещины расплавляют тонкой струёй пламени с одновременной доплавкой баббита той же марки.
Раковины образуются вследствие усадки баббита при остывании, а также при наличии пузырьков воздуха и газа в расплавленном баббите, особенно при его перегреве. Раковины могут быть одиночными или групповыми, покрывая поверхность в виде сыпи. При сквозных раковинах смазочное масло проникает до металла вкладыша и вызывает отслаивание баббита в прилегающем районе.
Глубокие одиночные раковины устраняют путем выплавки баббита газовой горелкой до основного металла и наплавкой на это место баббита той же марки.
При выплавке баббита следует обеспечивать полное выгорание масла, проникшего через раковину к металлу вкладыша. Момент полного выгорания масла характеризуется прекращением выделения газовых пузырьков.
Мелкие раковины на рабочей поверхности баббитового слоя устраняют расплавлением металла в районе раковины с последующей наплавкой. Если на поверхности подшипника имеется большое количество раковин, необходимо произвести сплошную перенаплавку или перезаливку подшипника.
Отставание баббита от основного металла происходит из-за плохого качества полуды, окисления поверхности полуды при подогреве вкладыша лампой, а также вследствие перегрева или недогрева 'подшипника перед заливкой и чрезмерно быстрого заполнения формы.
Нарушение прочности сцепления баббита с металлом вкладыша может также произойти при попадании на поверхность соприкосновения смазочного масла.
Выплавка (расплавление) баббита происходит при чрезмерном нагревании подшипников, что может быть вызвано засорением подшипников грязным смазочным маслом, недостаточным поступлением смазки на трущиеся поверхности, неправильной установкой и пригонкой подшипников на валу. Обычно при ремонте подшипники с выплавленным антифрикционным слоем перезаливают.
Ремонт с применением струи водородного пламени дает возможность устранять дефекты подшипников путем наплавки или перенаплавки.
Характер и объем ремонта определяют в зависимости от величины площади отставшего баббита и толщины его слоя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.