Ŷ (10)
Например, при n=3:
Ŷ (11)
Для определения коэффициентов bik (эффектов парного взаимодействия) необходимо расширить матрицу планирования (табл.1), дополнив её столбцами произведений факторов (табл.2).
Таблица 2.
№ опыта |
X1 |
X2 |
X3 |
X1X2 |
X1X3 |
X2X3 |
Y |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
+1 |
+1 |
+1 |
Y1 |
2 |
+1 |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
+1 |
Y2 |
3 |
-1 |
+1 |
-1 |
-1 |
+1 |
-1 |
Y3 |
4 |
+1 |
+1 |
-1 |
+1 |
-1 |
-1 |
Y4 |
5 |
-1 |
-1 |
+1 |
+1 |
-1 |
-1 |
Y5 |
6 |
+1 |
-1 |
+1 |
-1 |
+1 |
-1 |
Y6 |
7 |
-1 |
+1 |
+1 |
-1 |
-1 |
+1 |
Y7 |
8 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
Y8 |
Задание: проверьте, выполняются ли свойства матрицы, приведённые выше, для столбцов произведений.
Эффекты парного взаимодействия определяются аналогично линейным эффектам: , (10)
Значимость эффектов взаимодействия оценивается так же, как и значимость линейных эффектов. Адекватность неполной квадратичной модели (11) проверяется по критерию Фишера. Если модель адекватна, цель, поставленная в лабораторной работе, достигнута. Если же модель неадекватна, это означает, что эксперимент поставлен в области, близкой к экстремуму поверхности отклика, и в уравнение регрессии следует ввести квадраты факторов. Однако для оценки квадратичных эффектов уже недостаточно ПФЭ, необходимо использовать планы второго порядка.
Объектом исследования согласно цели работы является химический реактор. Химический реактор – это аппарат, предназначенный для получения определённого продукта химической реакции. Отношение количества полученного в реакторе продукта к максимально возможному количеству по реакции, называется выход продукта (Y), Yизмеряется в долях единицы или в %. Выход продукта зависит от концентраций реагентов (C1иC2), температуры в реакторе (Т) и времени протекания реакции (τ). Для постановки эксперимента выберем факторы иопределим область экспериментирования. Предположим, что в эксперименте будут варьироваться Т, τ иC2, а концентрация C1 будет постоянной (C1 = 1.44 моль/л). Зададим значения факторов в центре плана (Zi0):
Т = 350К, τ = 11мин,C2 = 1моль/л
и интервалы варьирования по каждому фактору (ΔZi):
Δ Т = 10К, Δ τ = 1мин, ΔC2 = 0.2моль/л.
Таким образом, в нашем случае число факторов: n = 3 и число опытов в полном факторном плане: N = 23 = 8. Откликом является выход продукта Y(%). Задача лабораторной работы заключается в том, чтобы составить план эксперимента, выполнить эксперимент в соответствии с планом, выполнить регрессионный анализ результатов для линейной модели (7) и неполной квадратичной модели (11), проанализировать полученные результаты и дать конкретные рекомендации относительно окончательного выбора модели реактора.
В соответствии со стратегией планирования эксперимента, рассмотренной в математическом анонсе, для достижения поставленной в лабораторной работе цели необходимо:
1. составить план полного факторного эксперимента в кодированных факторах (табл.1);
2. перейти к плану в размерных факторах по формуле (5);
3. выполнить эксперимент, в котором условия опытов задаются в соответствии с планом эксперимента, и измеряется значение отклика (эксперимент выполняется на модели реактора, реализованной в виде специальной программы);
4. по результатам эксперимента идентифицировать линейную регрессионную модель (7):
· рассчитать коэффициенты по формулам (8),
· рассчитать погрешность коэффициентов по формуле (9), для расчёта дисперсии измерения отклика выполнить L опытов в центре плана;
· проверить значимость коэффициентов по Стьюденту;
· проверить адекватность модели по Фишеру;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.