Здесь мы можем также провести аналогию с идеями Выготского о единстве и распаде сознания. Он описывает как распад этого синтеза, в основе которого лежит нарушение функции образования понятий, при шизофрении ведет к появлению расщепления, дезинтегрированности различных тенденций, всплывающих из бессознательного и проникающих в сознание. Подобное понимание сознания как синтеза даже позволяет рассматривать феномены измененных состояний сознания. Выготский делал определенные шаги в данном направлении, указывая на разрывы в памяти. “Мы знаем, что память лежит в основе того, что психологи называют единством и тождеством личности. Память составляет основу самосознания. Разрыв в памяти указывает обычно на переход из одного состояния в другое, от одной структуры личности к другой. Эти факты Выготский объясняет переходом к другой структуре сознания, к другой системе связей между отдельными функциями. В этой связи можно упомянуть изменения, которые претерпевает идентичность при депрессии. Э.Эриксон отмечает диффузию временной перспективы, которая может выражаться в ощущении заторможенности личности и приводит человека в особое состояние сознания, ощущения себя движущимся в потоке.
Выготский понимая сознание как способ организации душевной жизни, которое последовательно развивается в онто и фило – генезе, включая стадии формирования предпосылок сознания в собственном смысле этого слова, выделил различные “целостнообразующих” факторы на каждом из этапов онтогенеза, что подразумевало существование в разных возрастах своей доминирующей функции, вокруг которой выстраиваются и которой подчиняются все остальные. Выготский предполагал различие единиц анализа для каждого этапа развития сознания и в работе “Кризис семи лет” он предлагает выделить в виде такой единицы анализа отношений личности и среды переживание.
Формирование же идентичности с точки зрения современных исследований О.Кернберга является результатом интернализации, которая в свою очередь является центральным процессом регулирующим построение психики ребенка. Эта интернализация раскладывается на ряд сложных внутрипсихических процессов, последовательно сменяющих друг друга в процессе развития личности. Такими уровнями в процессе развития личности с точки зрения Кернберга становятся интроекция, идентификация и формирование идентичности. Основная структурная единица, (у Выготского это единица анализа) представляющая собой конечный объект интернализации, состоит с точки зрения Кенберга из двух частей из Я и объект – репрезентаций, в контексте специфического аффекта , представляющего либидинальное или агрессивное влечение. Просматривается определенная параллель в эволюции данных образований и выбор Выготского переживания единицей анализа перекликается с пониманием базовой составляющей аффекта в формировании идентичности.
Мне хотелось бы закончить свой небольшой и естественно неполный сравнительный анализ сознания с точки зрения Выготского и идентичности с позиции современного психоанализа развитием идеи системности Выготского, подытоживающей обзор. Выготский считал, что сознание в его концепции выступает как сложно структурированная система, открытая во внешний мир. Поэтому подобное понимание сознания дает возможность включить в концепцию сознания представления о самосознании. Эта вложенность сознания и самосознания и приводит нас к идее сопоставимости понятий сознания по Выготскому и идентичности.
ЛИТЕРАТУРА:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.