1. Экономическая сущность, организация учёта и анализа реализации товаров в розничной торговле
1.1. Экономическая сущность и значение товарооборота, выручки от реализации товаров в организациях розничной торговли
В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путём купли–продажи товаров потребителями в обмен на их денежные доходы. Такой переход составляет экономическое содержание розничного товарооборота, который является одним из важнейших показателей развития экономики страны. Розничный товарооборот является важнейшим показателем уровня жизни населения. Так уменьшение объёма товарооборота свидетельствует о снижении уровня жизни населения, о недостаточно широком ассортименте товаров, в которых есть потребность у населения. достаточно высоких ценах на ряд товаров и наоборот. По мере роста благосостояния населения происходит качественное изменение товарооборота – спрос переключается в большей мере на непродовольственные товары. Вместе с тем товарооборот, как и любой другой стоимостной показатель, имеет и некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияет уровень цен. Кроме того, влияет увеличение объёма продаж, изменение ассортимента.
Согласно Инструкции по учёту розничного товарооборота, товарных запасов в торговле №67 от 10 сентября 2002 года розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный расчет
§ организациями розничной торговли и общественного питания;
§ организациями других отраслей экономики, имеющими на своём балансе сеть розничной торговли и общественного питания;
§ организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению;
§ индивидуальными предпринимателями;
§ физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках.
В розничный товарооборот торговли включается:
1. продажа товаров населению,
2. продажа рабочим и служащим форменной одежды со складов материально–технического снабжения организации;
3. стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей (денежно–вещевым лотереям и тому подобное);
4. стоимость проданных по подписке печатных изданий (книг, газет), изданий, видео;
5. стоимость упаковки, не входящая в цену товара и стоимость проданной населению порожней тары;
6. стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром за вычетом стоимости возвращённой населением порожней стеклянной посуды, принятой от населения в обмен на товар;
7. продажа по безналичному расчёту продовольственных и непродовольственных товаров исправительно – трудовым учреждениям для отпуска спецконтингенту за счёт их личных денежных средств.[5, с. 5]
В розничный товарооборот торговли не включается:
· продажа по безналичному расчёту продовольственных и непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям, включая продажу продовольственных товаров организациям социального назначения, организациям общественного питания, организациям, обеспечивающим лечебно – профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, геолого – поисковым партиям, судам речного флота;
· выдача товаров рабочим и служащим своей организации в счёт заработной платы и в погашение заработной платы;
· стоимость возвращённых покупателями товаров;
· отпуск товаров по бартерным операциям или в порядке взаиморасчётов между организациями, а также между организациями и населением при закупках у населения сельскохозяйственных продуктов;
· выдача товаров рабочим и служащим за счёт прибыли и средств профсоюзной организации;
· стоимость реализованных проездных билетов и талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек;
· продажа почтовых марок, конвертов, открыток, телефонных карточек отделениями связи.
Розничный товарооборот можно классифицировать по следующим признакам:
1.По формам продаж или видам оборотов:
ü оборот торговой сети,
ü оборот общественного питания.
2. По структуре:
ü оборот по продовольственным товарам,
ü оборот по непродовольственным товарам.
3. По срокам расчётов за реализованные товары:
ü продажа товаров с немедленной их оплатой,
ü продажа товаров в кредит.
4. По формам денежных расчётов:
ü оборот за наличный расчёт,
ü по безналичному расчёту.
Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту отпуска товаров покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачу торговой выручки в банк.
Значение розничного товарооборота:
1) характеризует уровень жизни населения,
2) связан с денежным обращением,
3) отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением,
4) является основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах,
5) в товарообороте находит отражение состояние экономики в целом.
Основная составляющая финансового результата деятельности организации образуется вследствие реализации продукции, товаров, услуг, поэтому изучение экономического содержания понятия «выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» является важным аспектом учёта, так как от правильности её определения зависит достоверность финансового результата организации в целом.
Экономическая категория «выручка» служит целям налогового и бухгалтерского учёта. Она является объектом налогообложения, позволяет рассчитать другие важные показатели хозяйственной деятельности, в том числе и для налогообложения: в торговле – валовой доход от реализации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.