Учет и анализ производственных запасов, страница 2

Не реже одного раза в семь дней заведующий складом предоставляет в бухгалтерию отчет о движении материалов на  складе (Приложение 7). Отчет составляется в двух экземплярах: один вместе с приходными и расходными документами сдается в бухгалтерию, другой остается у материально ответственного лица. В отчете указываются остатки муки и материалов, приход, расход и остаток на конец. На первое число каждого месяца завскладом переносит остатки из книги складского учета в Ведомость учета остатков материалов. Эта ведомость открывается бухгалтерией на год и выдается завскладом за день до окончания месяца.

2.3. Инвентаризация материалов

Организация проводит инвентаризацию строго по графику не реже одного раза в квартал с целью объективного отражения остатков товарно-материальных ценностей в годовом бухгалтерском отчете. Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом руководителя организации.

Перед началом инвентаризации комиссия пломбирует места хранения ценностей, получает подписку от материально ответственного лица в том, что все документы по движению материалов сданы в бухгалтерию. Затем комиссия в присутствии материально ответственного лица осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материалов и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись (Приложение 8).

На основании инвентаризационной описи составляется сличительная ведомость, в которой фактические данные сопоставляются с учетными данными. В нашем случае сличительная ведомость является частью инвентаризационной описи (Приложение 8). При расхождениях комиссия устанавливает причины и виновных лиц.

Независимо от причин все недостачи списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Нормируемые потери списываются на издержки производства по дебету счетов 20, 25 и кредиту счета 94. Окончательные потери относят на виновных лиц в дебет счета 73.

2.4. Учет материалов в бухгалтерии

Первичные документы по приходу и расходу материальных ценностей поступают в бухгалтерию, где они прежде всего  подвергаются контролю по существу операции и правильности их оформления.

Запись в приходных накладных сверяется с относящимися к ним платежными документами, счетами-фактурами, товарно-транспортными накладными. После проверки документы подвергаются таксировке.

В бухгалтерии организации осуществляется учет движения товарно-материальных ценностей в суммовом выражении при использовании книжно-журнальной формы учета в журнале К-8 (Приложение 9). Журнал К-8 является регистром синтетического учета по счету 10 и одновременно оборотной ведомостью по аналитическим счетам. По итогам журнала за месяц составляется мемориальный ордер (Приложение 10), где отражается корреспонденция счетов. Для учета расчетов с поставщиками в бухгалтерии ведется журнал К-17 (Приложение 11). Для регистрации информации о закупках и о ценах закупок ведут Книгу покупок (Приложение 12).

2.5. Анализ производственных ресурсов

Используя данные о плановой потребности и фактического поступления материалов (Приложение 4) проведем анализ обеспеченности организации важнейшими видами материалов (таблица 2.1)

Таблица 2.1

Анализ обеспеченности важнейшими видами материалов по хлебозаводу Кормянского райпо за 2006 год

Материал

Единицы измерения

Потребность по плану

Фактическое поступление

Отклонение от плана

Фактический процент

Мука, всего

тонн

572

520

-52

90,9

в том числе:

ржаная обдирная

тонн

160

140

-20

87,5

ржаная сеяная

тонн

176

160

-16

90,9

высший сорт

тонн

68

60

-8

88,2

первый сорт

тонн

168

160

-8

95,2

Сахар

тонн

8

7,2

-1,2

90

Яйцо

тыс.шт.

80

80

0

100

Молоко сухое цельное

тонн

1

0,8

-0,2

80

Молоко сгущеное

тонн

0,2

0,2

0

100

Из таблицы видно, что фактическое поступление материалов немного меньше, чем плановая потребность. В частности по муке выполнение плана составляет 90,9 %, по сахару – 90,0 %, по молоку сухому – 80,0 %. Выполнение плана только соблюдается по поставке яиц и сгущенному молоку.