4. Негативно сказываются на инвестиционном климате частое изменение законодательства, несоблюдение его положений таможенными налоговыми и местными исполнительными органами, частые перерегистрации предприятий и организаций (Белоруссия), взяточничество и коррупция в высших и средних эшелонах власти, необязательность сторон при выполнении решений (например, проблема поставок газа между Казахстаном и Узбекистаном), произвол чиновников в регистрации и деятельности совместных предприятий (в частности, в Казахстане и Грузии), утечка капитала за рубеж (особенно в России) и др.
5. Серьезно ограничены возможности трансграничного перелива капиталов между странами СНГ из-за неразвитости фондовых рынков ценных бумаг, прежде всего корпоративных. Валютно-финансовые биржи малоактивны, а в некоторых странах (Белоруссия) полностью контролируются государством.
Состояние экономики России окажет решающее влияние не только на состояние ее инвестиционной деятельности в странах СНГ, но и на инвестиционную ориентацию всего региона. Преодоление затяжного кризиса и сокращение отставания от развитого центра мировой экономики делает стабильность одним из главных элементов экономической стратегии России. В то же время стабильность является важнейшим условием для нормального протекания инвестиционного процесса в регионе.
Представляется, что в условиях глобализации модель развития с механизмами координации роста, инвестиционных потоков, усложнения экспорта и поиска оптимальной структуры импорта полнее отвечает интересам России и готовым к сотрудничеству с ней стран СНГ, чем гипертрофированные модели экспортной ориентации или импортозамещения. В рамках подобной модели России для продвижения машинотехнического и наукоемкого экспорта на знакомые рынки региона придется прибегать к инвестиционной экспансии и организации ряда производств в других странах СНГ, одновременно создавая условия для встречного движения капиталов. Нельзя рассчитывать на активизацию интеграционных процессов при сохранении доли России в иностранных инвестициях в страны СНГ на уровне в 3-4%.[15 c.108]
Возможна, на наш взгляд, активизация инвестиционной деятельности России на постсоветском пространстве по следующим направлениям:
Создание национальных и межгосударственных финансово- промышленных групп
Особенно актуально создание финансовых и организацион правовых условий для формирования МФПГ и развития других ф транснационализа производства в рамках Союзного государства включая разработку соответствующего союзного законодательства, создание надежных гарантий для инвесторов на территории и России, и Белоруссии, в частности, путем формирования специального страхов агентства или фонда.
В развитии инвестиционного взаимодействия в СНГ огромная роль принадлежит государственным и межгосударственным органам. Эта роль, очевидно, должна заключаться не только в ликвидации барьеров на пути развития взаимодействия хозяйствующих субъектов, но и в прямой поддержке предприятий, взаимодействующих друг с другом в приоритетных отраслях и видах производства, формирующихся транснациональных структур, совместных проектов и программ.
Разработка многосторонних инвестиционных программ (МИН) и методов контроля за эффективным использованием выделенных средств, координация действий участников на уровне предприятий, отраслей и между связанными отраслями.
Дефицит инвестиционных ресурсов практически у всех стран СНГ делает целесообразным в обозримой перспективе широкое применение лизинговых операций, которые наряду с экономией финансовых ресурсов позволят подключить к инвестиционному процессу на постсоветском пространстве не только крупные, но и средние и мелкие предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.