3. АНАЛИЗ экспортных и импортных операций предприятия
3.1. Информационное обеспечение, основные подходы к анализу
экспортно-импортных операций
В современных условиях, когда предприятия получили право самостоятельного выхода на международный рынок, повышается роль и значимость анализа, который позволяет принимать оптимальные управленческие решения тактического и стратегического характера, он выявляет текущее состояние субъекта хозяйствования и перспективы его развития, а также позволяет выявить резервы повышения эффективности деятельности организации. При этом особое значение приобретает разработка методики анализа внешнеэкономической деятельности.
Основными источниками информации для анализа экспортно-импортных операций выступают:
1) данные статистической отчетности;
2) данные бухгалтерской отчетности;
3) прочие источники информации, к которым относится первичная документация по внешнеторговым операциям, плановые данные, инструктивно-нормативный материал.
Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ (порт страны-экспортера) или ДАФ (франко-граница страны-экспортера), т.е. в цену включается стоимость товара и расходы по доставке его до границы страны-экспортера. Учет импортируемых товаров ведется по ценам СИФ (стоимость, страховка и фрахт) или СИП (фрахт и страховка оплачены до …), т.е. в цену включается стоимость товара и расходы по транспортировке его до границы страны-импортера, а также расходы по страхованию.
Используя вышеперечисленные источники информационного обеспечения анализа, производят:
–анализ объема экспорта и импорта, в том числе по видам и формам товародвижения, странам, за текущий год и в динамике с целью выявления тенденций и закономерностей;
–анализ экспорта, импорта за текущий год помесячно и поквартально для определения ритмичности поставок и оптимальности их распределения в течение года;
–анализ экспорта, импорта по основным товарам, поставщикам, покупателям;
–исследование взаимосвязи динамики внешнеторгового оборота и объема продаж на внутреннем рынке;
–определение рентабельности отдельных внешнеторговых сделок и внешнеторговой деятельности организации в целом [25, с.60].
Основным недостатком ныне действующей методики анализа внешнеэкономической деятельности является проведение только сравнительной оценки показателей. При этом сравнительный анализ позволяет только фиксировать изменения и наметившиеся тенденции внешнеэкономической сферы деятельности субъекта хозяйствования. С целью обнаружения причин сложившегося состояния внешнеэкономической деятельности, необходимо проведение факторного анализа основных показателей экономической эффективности, что, в свою очередь, позволит выявить резервы их оптимизации. Чем более детально исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы организации.
Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности целесообразно проводить на основании системы, включающей в себя три блока показателей, характеризующих эффективность внешнеэкономической деятельности субъекта хозяйствования:
1) показатели рентабельности, доходности внешнеэкономической деятельности организации;
2) показатели деловой активности внешнеэкономической деятельности;
3) показатели валютной самоокупаемости.
В общем виде показатели доходности определяются как отношение величины экономического эффекта и величины ресурсов. Используя традиционные подходы к расчету показателей рентабельности (доходности) и учитывая особенности внешнеэкономической деятельности организации, необходимо выделить показатели доходности экспортных, импортных операций и общие показатели доходности внешнеэкономической деятельности [26, с.3].
деятельности предприятия:
· Показатель экономического эффекта от экспорта продукции, характеризует сумму превышения валютных поступлений от экспорта над затратами по экспорту и рассчитывается по формуле (3.1.1):
, (3.1.1)
где Ээ– Экономический эффект от экспорта;
- выручка-нетто от реализации продукции на экспорт;
- затраты на экспортные операции.
· Рентабельность экспортных продаж, характеризует долю прибыли, полученной предприятием от экспорта продукции в выручке от экспорта, и рассчитывается по формуле (3.1.2):
, (3.1.2)
где Rэ – рентабельность экспортных продаж;
- прибыль от реализации продукции на экспорт;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.