Лекция №10
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
(к.х.н., доцент. В.Ю. Александров)
Предприятия аэрокосмической отрасли имеют развитую сеть поставщиков комплектующих, производимых различными отраслями промышленности. Отметим, что производства легких сплавов, топлива и масел, резины, пластмасс, лакокрасок, авиадвигателей относятся к предприятиям высокой категории опасности для объектов окружающей среды.
Собственно предприятия аэрокосмической отрасли можно, условно, отнести к металлообрабатывающим и сборочным производствам, которые наносят меньший ущерб объектам окружающей среды, в сравнении с названной обеспечивающей группой предприятий. Это можно проиллюстрировать на примере авиазаводов НСО: НАПО им. Чкалова и Новосибирский авиаремонтный завод.
В части негативного воздействия на атмосферный воздух эти заводы не входят в перечень из 20-ти приоритетных предприятий-загрязнителей атмосферы НСО, которые представлены в ежегодних докладах по состоянию окружающей среды области за период 1993-2004 гг. Естественно. Что при высоких энергетических и тепловых затратах для выпуска (ремонта) воздушных судов, это возможно за счет стороннего обеспечения тепловой и электрической энергией от ТЭЦ системы Новосибирскэнерго.
Наиболее значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха от авиазаводов образуется от испытательных полетов воздушных судов и от хранения ТС-1, а так же от участков лакокраски, сварки, гальваники. Напомню из предыдущих лекций, что для обеспечения законодательства по охране атмосферного воздуха предприятиями:
-проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
-разработан том предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ
- получено разрешение на выброс загрязняющих веществ, ведется контроль источников выбросов
-проводится расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и ее оплата в установленном порядке.
-представляется, в установленном порядке, форма государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух).
В части воздействия на водные объекты предприятия не имеют собственных водозаборов и выпусков промышленных и бытовых сточных вод в водные объекты. Их отведение, после систем локальной очистки, производится в систему МУП Горводоканал г. Новосибирска, деятельность которой мы рассматривали в одной из последних лекций.
Таким образом, основные экологические проблемы предприятий авиастроения связаны с организацией и ведением производственной природоохранной деятельности в части отходов производства и потребления, что рассматривалось в предыдущих лекциях. Напомню основные требования законодательства по отходам:
Проведена инвентаризация источников образования отходов.
Разработаны и согласованы нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Заключены договора с лицензированными организациями на передачу отходов для обезвреживания или захоронения.
Определены места размещения и временного хранения отходов на площадке предприятия с их обозначением знаками и нанесением на план-схему.
Разрабатываются паспорта отходов.
Ведется учет образования отходов.
Проводится расчет платы за размещение отходов и ее внесение в установленном порядке.
Представляется, в установленном порядке, форма государственного статистического наблюдения 2-ТП (отходы).
Напомню из предыдущих лекций порядок обращения с наиболее типичными отходами предприятий авиастроения:
1. Отходы аккумуляторов (2-й – 3-й классы опасности).
На предприятиях авиапрома широко применяются два типа аккумуляторов – кислотные и щелочные. Они отличаются химическим составом электролита и электродов, которые, как отходы относятся к разным классам опасности.
Кислотные аккумуляторы.
Электролит – раствор серной кислоты, класс опасности 2-й.
Электроды – сплав свинца с сурьмой, класс опасности 3-й.
Щелочные аккумуляторы.
Электролит – раствор гидроокиси натрия, класс опасности 2-й.
Электроды – никель, класс опасности 3-й.
Общим подходом к обезвреживанию аккумуляторов является слив электролита и отделение электродов-пластин.
Электролит обезвреживается химическим методом простой реакцией нейтрализации:
Отработанная серная кислота гасится содой с образованием сульфата натрия, который относится к отходам 4-го класса опасности и может вывозиться на свалки.
Отходы гидроокиси натрия гасятся кислотой (соляной или серной) с образованием неопасных натриевых солей – вывоз на свалку. Отходы кислотных и щелочных электролитов, при правильной организации сбора аккумуляторов могут быть использовании для взаимного обезвреживания.
Отходы пластин – свинцовых и никелевых, направляются на специализированные предприятия по производству аккумуляторов в качестве вторсырья на переплавку.
В НСО на рынке приема и обезвреживания отходов аккумуляторов действуют 10 лицензированных организаций из которых только одна принимает щелочные аккумуляторы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.