Курс лекций по экологической экспертизе.
(Ларичкина Н. И. – к. г. - м.н., доцент)
Экологическая экспертиза (ЭЭ)
1. Цели и задачи ЭЭ
ЭЭ представляет собой вид экологического контроля.
Особое значение этой форме экологического контроля предаёт тот факт, что предотвращение загрязнения окружающей среды (ОС) по некоторым оценкам обходится в 4 – 5 раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.
Экспертная оценка представляет собой количественную или порядковые оценки процессов, которые не поддаются непосредственным измерениям, а поэтому основываются на суждении специалиста.
ЭЭ – это обязательная мера охраны окружающей природной среды (ОПС), которая проводится с целью соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.
В федеральном законе об охране ОС в статье 33 сказано, что ЭЭ проводится в целях установления соответствия планирования хозяйственной или иной деятельности требованиям в области охраны ОС. Порядок проведения ЭЭ устанавливается Федеральным законом (ФЗ) об ЭЭ.
ЭЭ Характеризуется:
· Превентивным характером (предотвратительный, предупреждающий),
· Жёстким соблюдением процессуальной формы
· Специальной целью исследования
· Разномасштабностью
· Сложностью и объёмностью объектов экспертного исследования
Результат экспертизы носит императивный характер.
Цель ЭЭ – проверить и оценить на сколько объект ЭЭ соответствует требованиям охраны ОС и экологической безопасности.
Задачи ЭЭ:
· Организация и проведение исследований, анализа и оценки экологической безопасности объекта ЭЭ;
· Установление соответствия предлагаемых решений экологическим нормам и стандартам;
· Прогнозирование исследований хозяйственной и иной деятельности для ОС и здоровья человека.
1) Принципы ЭЭ (ФЗ об ЭЭ, ст. 3.):
· Презумпция (предположение) потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или иной деятельности;
· Обязательность проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) до принятия решений о реализации объекта экспертизы;
· Комплексность оценки воздействия на ОС, хозяйственной и иной деятельности и его последствия;
· Обязательность учёта требований экологической безопасности при проведении ЭЭ;
· Достоверность и полнота информации предоставляемой на ЭЭ;
· Независимость экспертов ЭЭ при осуществлении ими своих полномочий в области ЭЭ;
· Научная обоснованность, объективность и законность участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию проведения качественной ЭЭ;
· Гласность, участия общественных организаций, учёт общественного мнения;
· Ответственность участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию проведения качественной ЭЭ.
Принцип 2) гласит, что ГЭЭ является обязательной мерой охраны ОС, которая предшествует принятию хозяйственного решения, а финансирование и осуществление работ по всем видам программ и проектам производится только при наличии положительного заключения ГЭЭ. ГЭЭ обязательна до принятия решения о реализации объекта, так как несоблюдение требований обязательного проведения ГЭЭ является основанием для признания его недействительным.
Принцип 7) означает, что ЭЭ представляет собой научно – исследовательский процесс и должна проводиться на современном научно – техническом уровне с использованием новейших форм и методов научных исследований квалификационными экспертами-исследователями.
Важно, что при проведении этих исследований должно проводиться не только фиксация нарушений, но и оценка их последствий, разработаны рекомендации по их устранению и сделаны прогнозы для их реализации.
Принцип 6) означает, что непременным условием эффективности ЭЭ является функциональная и финансовая независимость органов, организующих ЭЭ и проводящих её экспертов.
Принцип 8) предполагает доступность и достоверность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учёте органом управления при реализации объекта экспертизы.
Виды ЭЭ
В ст. 4 закона об ЭЭ сказано, что в РФ осуществляется ГЭЭ и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
Согласно ст. 10 данного закона ГЭЭ организуется и проводится специально уполномоченными органами в области ЭЭ в порядке, установленном законом об ЭЭ и нормативно-правовыми актами РФ, а также нормативно-правовыми актами субъекта РФ.
ГЭЭ проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ
Специально уполномоченными органами (ст. 13 об ЭЭ) в области ЭЭ является уполномоченный на то правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области охраны ОПС и его территориальный орган, который имеет исключительное право на проведение ГЭЭ и осуществляет свои функции через свои подразделения специализированные в области организации и проведения ГЭЭ.
ГЭЭ, проводимая на всех уровнях, обладает силой подведомственного документа, обязательного к исполнению.
Существует несколько классов ЭЭ:
- по критерию субъекта : ГЭЭ и ОЭЭ
- по критерию времени и процедуры рассмотрения: ЭЭ с положительным заключением и ЭЭ с отрицательным заключением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.