Буровые вышки. Крупноблочные основания, выбор основных параметров. Классификация буровых установок. Расчет нагрузок на вышку, страница 3

Н6 - высота приемных емкостей буровых насосов.

Большая из высот, определяемых по формулам (1) и (2), принимается за расчетную. В соответствии с ГОСТ 16293-82 эти высоты принимаются по таблицам. Высота фермы основания определяется расчетом и конструктивными требова­ниями, предъявляемыми к конкретному типу основания. Общая требуемая высота установки основания зависит от высоты фундаментных тумб.


21 КЛАССИФИКАЦИЯ БУРОВЫХ УСТАНОВОК

Серийно выпускаемые отечественные буровые установки для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения по ново­му стандарту ГОСТ 16293—82 подразделяются на 11 классов. Стандарт предусматривает два основных параметра: допускае­мая нагрузка на крюке в процессе бурения и крепления сква­жин и глубина бурения скважин при массе 1 м бурильной ко­лонны равной 30 кг. Второй параметр принят условным, так как уменьшение или увеличение массы бурильной колонны за счет применения различных типоразмеров бурильных труб и компоновки низа бурильной колонны приведет к изменению наибольшей глубины бурения.

Стандартом предусматривается также ряд других парамет­ров буровых установок, как мощность привода основных меха­низмов, допускаемая статическая нагрузка на стол ротора, но­минальная длина свечей, высотные отметки оснований.

Каждый из классов включает буровые установки несколь­ких модификаций, отличающихся типом применяемого привода основных механизмов (ротора, лебедки, насосов), общей компо­новкой, грузоподъемностью, гидравлической мощностью и дру­гими параметрами и показателями. Целесообразность использования того или иного класса и модификации установок определяют по их экономической эф­фективности, способу бурения, объему буровых работ, климати­ческим условиям, рельефу местности, состоянию грунта и дру­гим факторам. Наибольшее распространение в последние годы получили установки универсальной монтажеспособности, которые более мобильны при монтажно-демонтажных работах.

Способы транспортирования

При сооружении буровых применяют следующиеспособы транс­портировки буровых вышек:

- в собранном виде в вертикальном положении на специаль­ных полозьях или на санных основаниях (для башенных вышек);

- в собранном виде в вертикальном положении на крупно­блочных возимых основаниях с использованием специальных транспортных средств (тяжеловозов) или водным транспортом на баржах;

- в собранном виде в горизонтальном положении на специаль­ных тележках (для мачтовых вышек);

- универсальным транспортом или вертолетами большой гру­зоподъемности с разборкой вышек на отдельные детали.

Применение каждого из этих способов транспортировки за­висит от следующих факторов: способов сооружения буровых, типов используемых вышек и конструкций подвышечных осно­ваний, рельефа местности, естественных и искусственных пре­пятствий, расстояния перебазировки буровых и др.

Современные буровые установки БУ-2000 — БУ-5000 уком­плектованы крупноблочными основаниями, которые позволяют транспортировать вышки в собранном виде на тяжеловозах, что значительно сокращает объем монтажных работ и ускоряет сроки сооружения буровых. Однако этот способ в некоторых случаях применять невозможно или экономически невыгодно. Это зависит от дальности расстояния транспортировки, затрат на подготовку трасс и возможности преодоления препятствий.

На полозьях

Этот способ применяется для вышек башенного типа, которые обладают достаточной жесткостью и устойчивостью. Для вышек типа ВМ-41 изготовляют сани из двух полозьев под каждую пару ног. Каждый полоз саней выполняют из трех бурильных труб с приваренными к ним опорами для ног вышки. Такие сани имеют недостаточную жесткость, вследствие чего при транспортировке вышек по неровному рельефу полозья в про­лете между опорами вышки деформируются.

На возимых основаниях

В отличие от оснований санного типа возимые основания по­зволяют транспортировать смонтированное в блоки оборудова­ние на специальных колесных или гусеничных тяжеловозах. Применение тяжеловозов значительно сокращает потребность тракторов для транспортировки и ускоряет процесс перебази­ровки буровых установок. Этот способ характерен для крупно­блочного сооружения буровых в основном на эксплуатационных площадях.