Гуманистические идеи возрождения были одним из источников реформации.
Основные реформаторские течения:
1) кальвинизм;
2) лютеранство;
3) антитринитаризм.
Лютеранство было распространено среди горожан на литовской территории.
В Беларуси было около 80 кальвинистских сборов (церквей). Кальвинизм был принят магнатами: Радзивилами, Хатиевичами, Сапегами и т.д.
Канцлер ВКЛ Николай Радзивил Черный (1515-1565) закрыл 187 костелов, заложил 1-й кальвинистский сбор в Бресте, а с 1560 г. кальвинистская церковь приобретает стройную систему в Беларуси.
В 60-х гг. XVI в. сформировалось антитринитаризм (название происходит от отрицания, догматы о святой Троице). Левое течение плебейско-крестьянское (выступали за равноправие сословий). Правое течение – шляхетско-бюргерское (С.Будный, В.Тяминский).
При реформаторских общинах создавались начальные школы. Была попытка создать протестантскую академию в Вильно. Под натиском контрреформации ко 2-й половине XVII в. реформация сводится на нет. Многие ярые сторонники реформации принимают католичество.
3.Эпоха просвещения и развитие белорусской культуры.
Сосуществование и совмещение старых и новых тенденций и течений в архитектуре, общественной мысли, литературе, естествознании, философии становится нормой и свидетельствует о том, что XVIII в. был для Беларуси местом встречи двух культурных эпох. На смену старым взглядам идет идеология нового времени – Просвещение, с характерным для нее культом просвещения, разума, науки. На смену личности прошлого времени, человеку старых правил, набожному, ненавистнику чужого и нового, шляхетское окружение формирует новый идеал. Это человек разумный, рационалист и скептик, критик религии, открытый достижениям мировой культуры и новым ее веяниям, реформатор.
Эти люди отдавали предпочтение художественному стилю эпохи Просвещения – классицизму (бороко считали старомодным), который стремился все подчинить законам разума, красоты и величественной простоты.
В 1773 г. создана Адукацийная комиссия (1-ое созданное в Европе министерство народного образования). Она отменила преподавание в рамках школьных программ религии.
Во 2-ой половине XVIII в. растет интерес к наукам естествознания. Создаются кабинеты в школах для опытных работ.
Научным центром Беларуси являлась Виленская академия. Также большую роль играла основанная Антонием Тизенгаузом Гродненская медицинская школа. Возглавил ее в 1775 г. французский врач и натуралист Жан Жилибер. Он создал при школе кабинет естествознания, аптеку, анатомический театр и ботанический сад.
Происходят качественные изменения в гуманитарных науках, которые обуславливались отходом их от теологии.
Большую роль играли произведения просветителей: Вольтера, Руссо, Радищева, Козельского, Калантая, Сташица и др.
История Беларуси нашла отражение в изданных Папроцким, Канарским, Догелем источниках по истории ВКЛ и РП и в труде польского историка Адама Марушевича «История польского народа».
Идеи просвещения вызвали мощное противодействие церкви. В 80-ые годы XVIII в. была развернута целая антивольтеровская кампания. Но основоположники просвещения были окружены большим почетом. А.Тизенгауз даже приглашал поселиться на Беларуси Ж.-Ж. Руссо.
Читать и собирать книги становится модным. В 1-ой половине XVIII в на Беларуси было 2 типографии, а во 2-ой – 11.
Появилось и первое на белорусской земле издание «Gazeta Grodzenska» (1776-1783). Росли личные библиотеки: Несвижская (Радзивилы) – богатейшая в РП, библиотека Сапег, Храптовича в Щорсах.
Развивалось меценатство: Агинский, Тизенгауз.
Усадьбы магнатов становятся центрами культурной жизни. Магнаты окружали себя роскошью, выписывали из-за границы лучших архитекторов, музыкантов, художников (архитекторы Глаубиц, Сака, Спампани).
Театр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.