Предмет и метод бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных средств. Классификация источников образования хозяйственных средств. Бухгалтерский баланс, страница 3

Таблица 2.1

Структура баланса предприятия

Актив

Сумма, тыс. грн.

Пассив

Сумма, тыс. грн.

 

І. Необоротні активи

5 807,5

І. Власний капітал

15 607,8

 

ІІ. Оборотні активи

9 300,2

ІІ. Забезпечення наступних витрат і платежів

-

 

ІІІ. Витрати майбутніх періодів

2 100,4

ІІІ. Довгострокові зобов’язання

-

 

ІV. Поточні зобов’язання

1 603,3

V. Доходи майбутніх періодів

-

Баланс

17 208,1

Баланс

17 208,1

 

Рассмотрим следующую задачу.

Задача. Составить баланс предприятия по данным о составе хозяйственных средств и источников их образования на предприятии к началу года.

Исходные данные, грн.:

Уставный фонд – 555 000

Прибыль – 67 000

Основные средства – 517 000

Сырье и материалы – 125 000

Краткосрочные ссуды – 25 000

Кредиторская задолженность поставщику – 64 000

Счета в банке – 69 000

Решение. Руководствуясь классификацией хозяйственных средств и источников, описанной  выше (см. табл. 1.1 и 1.2), осуществим решение в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Баланс предприятия на начало года

Актив

Сумма, тыс. грн.

Пассив

Сумма, тыс. грн.

 

І. Необоротные активы

І. Власний капітал

15 607,8

 

Основные средства

517,0

Уставный фонд

555,0

 

ІІ. Оборотне активы

Прибыль

67,0

 

Сырье и материалы

125,0

ІІ. Забезпечення наступних витрат і платежів

-

 

Счета в банке

69,0

ІІІ. Довгострокові зобов’язання

-

 

ІІІ. Затраты будущих периодов

-

ІV. Поточні зобов’язання

 

Краткосрочные ссуды

25,0

 

Кредиторская задолженность поставщику

64,0

V. Доходи майбутніх періодів

-

Баланс

711,0

Баланс

711,0

 

Равенство итогов актива и пассива указывает на правильность составления баланса.

  1. Счета бухгалтерского учета.

Для текущего учета хозяйственных операций, изменяющих состав средств и источников, так же, как для учета самих средств и источников, применяют счета.

Бухгалтерский счет – это способ регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности по заранее установленным правилам.

На каждом счете на основе первичных документов отражают только те операции, для которых этот счет предназначен. Счет имеет свой номер и название.

Каждый счет делиться на две части – левую и правую. Левая называется дебетом, правая кредитом. На одной стороне счета показывают увеличение, а на другой – уменьшение объектов на данном счете.

Суммы операций по дебету и кредиту счета носят название обороты. Сумма операций по дебету называется дебетовым оборотом, по кредиту – кредитовым оборотом. Разность между суммами, записанными на одной стороне счета, и суммами на другой его стороне называется остатком. В бухгалтерском учете остаток называется сальдо.

Счета имеют остатки на начало и конец месяца. Каждая хозяйственная операция, отражаемая по дебету одного счета и кредиту другого, изменяет его остаток. Остаток по счету показывает, каким имуществом обладает предприятие, какова его стоимость или каков, например, результат хозяйственной деятельности предприятия.

Открыть счет – это значит дать ему наименование и записать начальное сальдо, если оно есть.

Существует общепринятый перечень счетов бухгалтерского учета и их названий, называемый Планом счетов бухгалтерского учета.

Применительно к балансу счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.