Содержание
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
4.1. Анализ конструкции и технологичности детали.
4.1.1. Функциональное назначение.
4.1.2.Характеристика материала.
4.1.3.Технологичность конструктивных элементов.
4.2. Определение типа производства.
4.3. Выбор типа и способа получения заготовки.
4.4. Обоснование разработанного технологического процесса.
4.5. Выбор смазывающей и охлаждающей жидкости.
4.6. Назначение режимов резания.
4.7. Определение норм времени.
Деталь – цилиндрическое зубчатое колесо (шестерня) внешнего косозубого зацепления. Зубчатые колеса – изделия общемашиностроительного назначения, являются основным звеном зубчатой передачи и служат для передачи крутящего момента от одного вала к другому.
Материал – сталь 40ХН ГОСТ 4543-71
Химический состав:
-Углерод C (0,37-0,45)
-Хром Cr (0,8-1,1)
Механические свойства:
-Температура закалки 860°, среда охлаждения – масло
-Температура отпуска 500°, среда охлаждения – вода или масло
-Придел текучести sт = 80 кгс/мм²
-Временное сопротивление sв = 100 кгс/мм²
-Относительное удлинение d = 10 %
-Относительное сужение поперечного сечения y = 45 %
-Ударная вязкость KCV=6 кгс*м/см²
В качестве термообработки используем улучшение до твердости НВ 280-310; цементирование на глубину 1,4-1,8мм. Твердость HRC 57-63. Острые кромки на вершинах и торцах зубьев необходимо притупить.
При конструировании отдельных деталей необходимо достичь удовлетворения не только эксплуатационных требований, но и требований наиболее рационального и экономичного изготовления изделий.
Технологичная конструкция детали должна предусматривать максимально широкое использование унифицированных по форме и размерам элементов детали. Это сокращает номенклатуру инструмента, повышает производительность обработки. В частности фаски рекомендуется выполнять под одним углом. В нашем случае это условие соблюдается.
С точки зрения механической обработки зубчатые колеса вообще не технологичны, так как операция нарезания зубьев со снятием стружки производится в основном малопроизводительными методами. Для соединения колеса с валом и передачи крутящего момента используется шпоночное соединение. Размеры поверхностей детали должны соответствовать нормальному ряду длин и диаметров, так как это позволяет обрабатывать их стандартным инструментом. В нашем случае это условие выполняется.
В машиностроении различают условно три основных типа производства: массовое, серийное, единичное. Характерным признаком массового производства является выполнение на большинстве рабочих мест только одной закрепленной операции. В серийном изготовлении изделий партиями, повторяющимися через определенные промежутки времени, характерный признак – выполнение на рабочем месте нескольких повторяющихся операций. В единичном производстве изготовляются изделия широкой номенклатуры в малых количествах, которые либо не повторяются совершенно, либо повторяются через определенное время.
Тип производства зависит от двух факторов: годовой программы выпуска и массы детали. В нашем случае задачей производства является изготовление детали с годовой программой выпуска 10 штук. Масса детали составляет 90,6 кг. Данным условиям отвечает мелкосерийное производство.
Вид и способ получения заготовки определяется назначением конструкции детали, материалом и техническими требованиями, масштабом и типом производства, а также экономичностью изготовления. Для рационального выбора заготовки необходимо одновременно учитывать все вышеперечисленные исходные данные, так как между ними существует тесная взаимосвязь.
Рассматриваемая в нашем случае деталь – шестерня. Возможные методы получения заготовки: горячая штамповка, порошковая металлургия, прокат, горячее накатывание, холодная объемная штамповка.
Прокат не экономичен из-за низкого коэффициента использования металла, заготовки из проката более характерны для единичного производства.
Порошковая металлургия нецелесообразна из-за малого размера партии, что приводит к дороговизне изготовления изделия.
Выбираем в качестве заготовки поковку, изготовляемую в закрытых штампах на КГШП.
Всякая заготовка, предназначенная для дальнейшей механической обработки, изготовляется с припусками на размеры готовой детали. В нашем случае размеры заготовки будут равны:
-диаметр 596+10,0+4,0=610 мм
-толщина 150+5,0+5,0=160 мм
Проектирование технологических процессов изготовления деталей машин осуществляется с целью установить наиболее рациональный и экономичный способ обработки.
В данном технологическом процессе обработка зубчатого колеса на металлорежущих станках обеспечивает выполнения требований, предъявляемых к точности и чистоте обрабатываемых поверхностей, взаимному расположению осей, правильности контуров, форм и т.д.
При проектировании технологического процесса учитывались основные направления в современной технологии машиностроения, которые сводятся к следующему:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.