Логическая характеристика понятий

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Вопрос 1. Дайте полную логическую характеристику избранным вами трем понятиям.

Копия.

По содержанию данное понятие является:

- конкретным (мыслится сам предмет );

- положительным (указывает на наличие у предмета определенных свойств);

- относительным (мыслимый предмет предполагает существование другого предмета);

- разделительным (содержание можно отнести к каждому элементу объема);

По объему является:

- единичным (в объеме мыслится лишь один элемент).

Актер.

По содержанию данное понятие является:

- конкретным (отражает человека определенной профессии);

- положительным (указывает на наличие у предмета определенных свойств);

- безотносительным (предмет мыслится самостоятельно, в независимости от других предметов);

- разделительным (содержание можно отнести к каждому элементу объема).

По объему является:

- единичным (в объеме мыслится лишь один элемент).

Лень.

По содержанию данное понятие является:

- абстрактным (отражает свойство);

- отрицательным (в содержании понятия есть отрицательные признаки);

- разделительным (содержание можно отнести к каждому элементу объема);

- относительным (мыслимый предмет предполагает существование другого предмета).

По объему является:

- единичным (в объеме мыслится лишь один элемент).

Вопрос 2.Выполните операции обобщения ,а затем ограничения трех понятий, избранных вами.

Операция обобщения – переход от понятия с меньшим объемом (но большим содержанием) к понятию с большим объемом (но меньшим содержанием).

День →Неделя→ Месяц→ Год

Секунда→Минута→-Час→Сутки

Город→Регион→Страна→Континент

Операция ограничения – переход от понятия с большим объемом (но меньшим содержанием) к понятию с меньшим объемом (но большим содержанием).

Год →Месяц→Неделя→День

Сутки→Час→Минута→Секунда

Континент→Страна→Регион→Город

Вопрос 3.Приведите примеры ошибочных определений понятий (по одному на каждую возможную ошибку), укажите, в чем состоит ошибка.

Литр-мера жидкости (широкое определение: объем определяемого понятия меньше объема определяющего, Dfd < Dfn).

 Литр-единица объема (узкое определение: Dfd > Dfn).

  Литр-единица объема жидкости (перекрещивающееся определение: широкое в одном и узкое в другом отношении).

Новое-это хорошо забытое старое, а старое-это «реанимированное» новое (круг в определении:).

 Забастовка- это когда бастуют рабочие (тавтология: повторение в определяющем определяемого).

Милленаризм- то же, что и хилиазм (определение неизвестного через неизвестное).

 Женщина за рулем- мартышка с гранатой (подмена определения метафорами, сравнениями и т.д.).

 Твист- это не лезгинка (отрицательное определение).

 Сумка- изделие для переноса продуктов (определение «как попало»).

Вопрос 4.Приведите примеры ошибок в делении понятий (по одному примеру на каждый вид ошибки), укажите, в чем состоит ошибка.

По цвету волос люди делятся на блондинов, брюнетов и рыжих (неполное деление: отсутствует один из членов деления – шатен).

 Кондитерские изделия- конфеты, шоколад, зефир, повидло (излишество в делении: повидло не является  кондитерским изделием ).

 Ручки бывают шариковые, гелиевые, перовые, одноразовые и автоматические (сбивчивое деление: деление производится не по одному основанию).

 Интерьер- внутреннее устройство помещения, мебель (члены деления не исключают друг друга: мебель является частью интерьера).

 Предложения делятся на простые и сложные, а также безличные (скачок в делении: безличные предложения- в которых нет и не может быть подлежащего).

Вопрос 5.Приведите примеры отрицания сложных суждений (по одному на каждый вид), разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.

Соединительные суждения (конъюнкция):

Все курсанты изучают логику, и все студенты изучают логику

Некоторые курсанты не изучают логику, и некоторые студенты не изучают логику

А – курсанты изучают логику;

В – студенты изучают логику;

связка – союз «и»;

схема –  ØА v ØВ.

Разделительные суждения (дизъюнкция):

Идет дождь или идет снег.

Нет дождя и нет снега

А – идет дождь;

В – идет снег

связка – союз «или»;

схема – ØА ^ ØВ.

Условные суждения (импликация):

Если человек закаляется, значит он здоров

Возможно, что человек закаляется, но здоровым не является .

А – человек закаляется;

В – он здоров;

связка – союз «значит»;

схема – (А^ В)v( ØА → ØВ).

Эквивалентные суждения (двойная импликация):

Студент допускается к экзамену лишь при условии, что он сдал все зачеты.

Студент допускается к экзамену, хотя он не сдал все зачеты

А – Студент допускается к экзамену;

В – он сдал все зачеты;

связка – союз «лишь при условии, что»;

схема – А ^ ØВ.

Суждения с внешним отрицанием:

Неверно, что он был талантливым или тщеславным

Верно, что он не был талантливым и не был тщеславным.

А – он был талантливым;

В – он был тщеславным;

связка – «неверно»;

схема –   (ØА ^В)v(А^ØВ.)

Вопрос 6.Подберите суждения А, Е, О, сделайте из них вывод путем противопоставления предикату. Проверьте правильность вывода с помощью превращения  и обращения. Отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера.

А:                                                 все  S есть Р

Все хищники есть млекопитающие

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                           ни одно не-P не есть S

Ни одно не млекопитающее не есть хищник

 


Проверка:

превращение

Все хищники (S) есть млекопитающие (P)

Ни один хищник  (S) не есть не млекопитающее (¬P).

обращение

Ни один хищник  (S) не есть не млекопитающее (¬P).

Ни одно не млекопитающее (¬P) не есть хищник (S).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логика
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
84 Kb
Скачали:
0