Литературно-музыкальные салоны XIX века. Русский салон - феномен русской культура XIX века. Русская проза XIX века, страница 3

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831). Видный поэт пушкинской поры, Дельвиг обладал необыкновенно-тонким литературным вкусом. Кроме идиллий, Дельвиг разрабатывал жанр элегии, писал в русском духе. Многие из его стихов положены М. И. Глинкой и А. А. Алябьевым на музыку.

Вдохновение (Сонет).

Не часто к нам слетает вдохновение

И краткий миг в душе оно горит,

Но этот миг любимец муз ценит,

Как мученик с землею разлучение.

В друзьях обман, в любви разуверение

И яд во всем, чем сердце дорожит,

Забыты им: восторженный пиит

Уж прочитал свое предназначение.

А. К. Толстой (1817-1875). Драматург, прозаик. Князь серебряный, Смерть Ивана Грозного, Царь Федор Иоанович, Царь Борис. Положены композиторами Чайковским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Рахманиновым на музыку.

Не ветер, вея с высоты

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты -

Она тревожна как листы,

Она как гусли многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновение,

Как от цветков летящий пух

Как майской ночи вдохновение.

Алексей Жемчужников (1821-1908). В эпоху реакции, в 80-х годах творчество Жемчужникова утверждало в русской поэзии гражданственность, мотивы социального характера. Вместе с братьями Александром и Владимиром, а также А. К. Толстым они создали образ Козьмы Пруткова.

Старая Ракита.

Часто грезится мне, что стоит средь полей,

Долгий век, доживая, Ракита.

Ей живется еще, но чувствительно ей,

Что могучею жизнью забыта.

Не нужна никому: далеко от жилья

На просторе родном одинока, -

Она, ветви свои, долу низко слоня

Ожидает последнего срока.

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878). Поэтическое наследие Вяземского разнообразно: тут колкая эпиграмма (остроумие) и политическая сатира, ода державинского тембра, стихотворный фельетон, тонкая зарисовка природы и набросок песни в русском духе.

Дорожная дума.

Колокольчик однозвучный, крик протяжный ямщика,

Зимней степи сумрак скучный, саван небом облака!

И простертый саван снежный на холодный труп земли!

Вы в какой - то мир безбрежный ум и сердце занесли.

И в бесчувственности праздной между бдения и сна,

Вглубь тоски однообразной мысль моя погружена.

Мне не скучно, мне не грустно, - будто роздых бытия!

И не выразить изустно, чем так смутно полон я.

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844). Баратынский утвердил свое имя как исключительно оригинальный лирик философского склада. Баратынского чрезвычайно ценил Пушкин, называя его "поэтом мысли". "Поверять воображение рассудком" - таков был поэтический девиз Баратынского.

Разуверения (Элегия).

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей

Разочарованному чужды

Все обольщения прежних дней!

Уж я не верю уверениям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь,

Раз изменившим сновидениям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпление;

Забудь бывалые мечты

В душе моей одно волнение,

А не любовь пробудишь ты.

Николай Михайлович Языков (1803-1846). "Имя Языков пришлось ему недаром, - писал Гоголь. - Владеет он языком, как араб конем своим, и еще как бы хвастается своей властью". В 40-х он сближается со славянофилами, пишет стихотворения, направленные против демократов. Ему отвечали резкими статьями Герцен и Белинский.

Молитва

Молю святое провидение:

Оставь мне тягостные дни,

Но дай железное терпение,

Но сердце мне окамени.

Пусть, неизменен, жизни новой

Приду к таинственным вратам

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам.