Лекция 15
Оборудование для термической обработки
Содержащиеся в пластовой жидкости смолы, асфальтены и парафин откладываются на поверхностях, соприкасающихся с ней. К этим поверхностям относятся капилляры пласта, поверхность штанг и труб.
Наибольшую опасность с точки зрения уменьшения дебита скважины представляют отложения на стенках капилляров пласта, что может привести к необратимому снижению дебита скважины. Подобное явление может наблюдаться прежде всего в результате закачки холодной воды в пласт, содержащий, например, парафинистую нефть. Наиболее интенсивно отложение идет в призабойной зоне.
Кроме того, отложение парафина на внутренней поверхности насосно-компрессорных труб приводит к уменьшению их проходного сечения, повышению гидродинамического сопротивления и даже к полной закупорке труб.
Одним из способов депарафинизации скважин является прогрев и продувка труб паром. При этом в качестве источника пара используют паровые передвижные установки ППУ-ЗМ либо ППУ-1200/100.
Установка ППУ-ЗМ (рис.15.1) смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-257 (или КрАЗ-255Б), в нее входят: парогенератор 3, питательный насос 6, цистерна /, приводная группа 5, смонтированная на раме 4, которая в свою очередь крепится к раме автомобиля.
Установка работает следующим образом: из цистерны 1 предварительно подогретая вода питательным насосом 6 подается через обратный клапан и вентиль в парогенератор 3.
Используемый в установке парогенератор прямоточного типа служит для превращения воды в пар и нагрева пара до заданной температуры. Источником теплоты является дизельное топливо, сжигаемое в топочном устройстве. Пройдя сепаратор и запорный вентиль, пар через трубчатые колена подается потребителю.
Парогенератор снабжен предохранительным клапаном и температурным предохранителем, которые обеспечивают ограничение максимального давления пара (до 10,8 МПа) и температуры (до +350 °С).
Техническая характеристика установки
Производительность, кг/ч ..........…………………... 1000
Максимальное давление пара, МПа ....……………..... 10
Максимальная температура пара, °С ...…………...... 310
Емкость цистерны для питательной воды. м3
на шасси КрАЗ-257 ............5,5
на шасси КрАЗ-255Б ............3,8
Расход топлива, кг/ч ............……………………….... До 85
В процессе эксплуатации установки необходимо следить за тем, чтобы жесткость воды не превышала установленного предела, в противном случае процесс образования накипи на стенках змеевиков интенсифицируется. Появление слоя накипи уменьшает к. п. д. котла, вызывает перегрев труб и, в конечном счете, приводит к их пережогу.
Наиболее высокие результаты по подготовке воды достигаются при использовании натрий-катионитовых фильтров, резко снижающих жесткость воды.
Периодически необходимо удалять накипь, используя раствор соляной кислоты с добавлением фтористого натрия или фтористого аммония.
Депарафинизация скважин может производиться также горячей нефтью. Для проведения этого процесса предназначен агрегат 1АДП-4-150, позволяющий нагревать и нагнетать в скважину нефть. Он позволяет нагнетать нефть с температурой до 150°С при давлении до 20,0 МПа и расходе 4 л/с. В качестве топлива используется сырая нефть.
Температура призабойной зоны может быть повышена также с помощью электронагревателя. Как правило, нагреватель представляет собой кожух, в котором установлены три трубчатых электронагревательных элемента (ТЭН). Каждый из них состоит из стальной трубки, внутри которой находится спираль. Внутренняя полость трубки заполнена расплавленной окисью магния, обеспечивающей изоляцию спирали и передачу от нее теплоты. Мощность нагревателей 10,5, 21 и 25 кВт. Нагреватель спускается в скважину на кабель-тросе. Для подвода электроэнергии к нагревательным элементам и удержания их навесу предназначен кабель-трос, имеющий три силовые и три сигнальные жилы. Каждая жила имеет нефтестойкую изоляцию. Скрученные жилы покрыты наружной изоляцией и снабжены грузонесущей оплеткой из стальной оцинкованной проволоки. Кабель-трос имеет разрывное усилие 100 кН.
К наземному оборудованию относятся повышающий трансформатор и станция управления, обеспечивающая включение, контроль режима работы нагревателя, а также защиту оборудования в случае обрыва одной из фаз, короткого замыкания и т. д. Трансформатор и станция управления используются от установок глубинных центробежных насосов соответствующей мощности.
Весь комплекс оборудования размещен следующим образом: лебедка для спуска нагревателя в скважину вместе с кабелем и нагревателем на автомобиле повышенной проходимости ЗИЛ-157Е, а автотрансформатор и станция управления на прицепе.
Помимо перечисленных установок используется также парогенератор ППГУ-4/120. Его конструкция рассчитана на длительный срок работы в одном месте — от нескольких месяцев до 2—3 лет. Она представляет собой смонтированные на рамах блок парогенератора и блок водоподготовки. Основные параметры — производительность 4 т пара в 1 ч с температурой до 320 °С и давлением до 12,0 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.